Само государство мотивирует и практикует «дачу взяток». Например, элементарно простых — повышенная плата за срочность оформления чего-нибудь. Чем не пример к подражанию?! Поэтому паспортистки берут взятки за ускоренную замену паспортов. Плата за «ускорение» стала массовым явлением во всех гнездах чиновников. Или взяток масштабных — очень повышенные на общем фоне пенсии государственным служащим. А привилегии как разновидность узаконенной взятки от государства? А награды за «достижения», в которых приходится искренне сомневаться при упадке экономики? И венец всему — покупка голосов избирателей взятками-обещаниями.
При анализе взяточничества с экономических позиций надо исходить из весьма простой формулы доходов индивида: Д=З+Х, где Д — доход, З — зарплата (пенсия), а Х — икс. Представляется, что именно эта формула является нашей национальной особенностью, так как отражает процесс выживания.
Когда же зарплата или пенсия ниже грани биологического существования, когда их не выплачивают или человек не имеет работы, то возникает настоятельная необходимость изыскивать «иксы». Перечень их громаден — от спекуляции на тротуарах и рынках до воровства и ограблений. Здесь же прочно сидит и взятка. Если зарплата чиновника будет напоминать пособие по безработице, то тяга к взяткам будет умерщвлять мораль! И никакие благие проповеди тут не помогут.
Сегодняшняя борьба со взятками чем-то напоминает эпизод схватки Дон Кихота с ветряными мельницами: «Смотри, Санчо, вот эти злые великаны!» По сути, наши рыцари пока что Печального Образа в экономике борются не с причинами, а со следствиями. Взятки и другие иксы в доходах могут исчезнуть при одном условии — когда в них не будет нужды.