Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Слово, ставшее оружием

19 июня, 2004 - 00:00

10 июня исполнилось 60 лет со дня смерти известного политического деятеля и поэта Олега Ольжича (Кандыбы). Легенда и символ. Не о каждом поэте так можно сказать. Об О. Ольжиче — можно, поскольку в украинской истории его имя олицетворяет, возможно, наиболее драматичный этап национально-освободительного движения украинцев за свое государство. О. Ольжич называл время, в котором жил, «вовчицею». Удивительно удачная и характерная для тогдашней Европы метафора, где за фасадом хороших манер прятались хищные зубы фашизма и сталинизма. О. Ольжичу — поэту не повезло. Расцвет его жизни выпал на время, когда не слово, а оружие было в почете. В этой ситуации он сделал то, что можно было сделать: слово превратил в оружие.

В современных хрестоматиях об Ольжиче, как правило, пишут: он был выдающимся украинским поэтом, ученым, политическим деятелем. Это правда. Однако правда и то, что его творческая судьба, научная работа и политическая деятельность так переплелись, что упомянутый ряд можно выстраивать в любом порядке.

Олег Кандыба-Ольжич родился 8 июля 1907 года в Житомире. Он был свидетелем бурных и трагических событий украинской революции 1917 года. Как сын «врага народа» — его отцом был известный украинский поэт Александр Олесь, представитель Украинской Народной Республики в Венгрии — он был вынужден покинуть Родину и разделить тяжелую жизнь эмигранта. Однако сама эмигрантская среда имела решающее влияние на формирование его мировоззрения, политических убеждений. В 1929 году О. Кандыба вступает в Организацию Украинских Националистов и сразу же становится ее ведущим деятелем. Именно он организовал «Культурную референтуру ОУН», которая наладила выпуск легальных и нелегальных изданий украинских националистов, объединила вокруг себя многих известных деятелей культуры и искусств. В 1938 году О. Ольжич участвовал в событиях в Карпатской Украине, в частности был одним из наиболее активных создателей Карпато-Украинского государства.

Политическая заангажированность не стала преградой для получения ученой степени. О. Ольжич успешно завершает обучение в Карловом университете в Праге, где штудирует археологию, защищает докторскую диссертацию. Его приглашают читать лекции в Гарвардском университете. Научные труды по археологии и истории искусств публикуются на ведущих европейских языках. В то же время в конце 1930-х — начале 1940 хгодов появились два поэтических сборника О. Ольжича «Рінь» (1935) и «Вежі» (1940). Несмотря на высокие оценки их художественного уровня, до сих пор существуют диаметрально противоположные взгляды относительно идейной направленности книг. Первую считают аполитичной, своеобразным наследованием неоклассиков, образцом высокого стиля и изысканной эстетики. Другую, наоборот, трактуют как социально заангажированную, где преобладают призывы к борьбе за независимость Украины. На самом деле, по моему мнению, существует тесная взаимосвязь между первым и вторым сборниками. В «Ріні» О. Ольжич пытается отыскать историко-философские основы бытия украинской нации, отыскать источники ее неодолимости и воинственности. Галлы, анты, готы — главные персонажи стихотворений — это идеал храбрости и благородства, воспитанности и мужества. Именно такими изображены рядовые боевики ОУН в сборнике «Вежі», где на смену суровому прошлому приходит динамичный сегодняшний день. Бронзовые рыцари прошлого словно оживают, становятся бескомпромиссными борцами за освобождение своего народа.

Как поэт и публицист О. Ольжич всячески пропагандировал ценности, подчеркивающие героическую сущность украинца и украинской нации. В одной из статей он писал: «Віднайшовши героїчний життєвий ідеал, нація не боїться уже ніяких фізичних ударів. З почуттям власного благословення на чолі, назавжди рішена на свойому шляху, в революції народжена, сучасна Україна спокійним ликом зустрічає негоди і бурі, знаючи, що вони розвіються, а вона буде». В сборнике «Вежі» есть такие строки:

Захочеш і будеш.
В людині, затям,
Лежить не відгадана сила.

Или:

Потрібно всіх у роботі,
А серце б’є, як обух,
Прокляття моїй шісті,
Що слабша за мій дух.

Он закалял характер украинского человека, потому что хотел, чтобы у украинского народа был железный характер. Ольжича справедливо называют поэтом идеи и действия. Он принадлежал к тем, кому было мало сказать слово. По его убеждению, за словом всегда должно идти дело. Именно поэтому с началом советско- немецкой войны О. Ольжич в составе походных групп ОУН отправляется в Украину, принимается за организацию националистического подполья, на которое возлагалась задача перестроить украинскую жизнь в условиях оккупации. Фактически на его плечи легло руководство ОУН во время Второй мировой войны.

Период деятельности О. Ольжича в оккупированном фашистами Киеве окутан ореолом романтизма и героизма. И это понятно: в условиях оккупации нельзя побеждать исключительно благодаря деловым качествам. Необходима особая жертвенность. О. Ольжич был готов к самым сложным испытаниям. Гестапо, которое под корень уничтожало украинское подполье, длительное время не могло достать О. Ольжича. Он стал идейным и организационным вдохновителем создания в Киеве Украинской Национальной Рады, которая в 1941-1942 годах выполняла роль репрезентанта интересов украинского народа. Именно он в ноябре 1941 года организовал грандиозное чествование очередной годовщины трагедии под Базаром, на которое собрались десятки тысяч украинцев и где впервые за долгие годы безгосударственности развевались украинские национальные флаги и во весь голос раздавались призывы к восстановлению независимости Украины.

Уже в годы войны О. Ольжич завоевал славу национального героя. Он принадлежал к конкретной политической среде и гордился тем, что является членом ОУН под руководством А. Мельника. Однако большинство националистов, повстанцев, национально сознательной интеллигенции воспринимали О. Ольжича как выдающегося украинца, одного из руководителей национально-освободительного движения.

До сих пор не выяснены все обстоятельства гибели О. Ольжича. Известно, что трагедия произошла летом 1944 года. Во Львове, на конспиративной квартире по улице Лычаковской, 32, Ольжича схватили гестаповцы. Как лицо особо опасное для Рейха его сразу же отправили на допрос в Берлин, а впоследствии в концентрационный лагерь Заксенхаузен. В концлагере О. Ольжич подвергся страшным лишениям. Испытав на нем все свои зверские методы истязания, фашисты так и не смогли узнать о подпольных структурах ОУН. О. Ольжич погиб в тюрьме, прикованный к бетонному полу. Тело героя сожгли в крематории.

Уже после смерти Ольжича, на чужбине появился третий поэтический сборник «Підзамча» (1946), составленный автором. Известный литературовед Юрий Бойко как-то высказал предположение о целесообразности «культа славного поэта-революционера». Однако, кажется, что фигуру О. Ольжича будет тяжело канонизировать, т.е. четко поставить в рамки определенных идейных или эстетических канонов. К характеристике его значимости подходят слова, сказанные Евгением Маланюком о Мыколе Хвылевом: это «фигура, личность, живой человек, из тех немногих для нас живых людей, физическая смерть которых не препятствует им жить далее».

Образ О. Ольжича не воспринимается как икона, он среди нас в своих стихах, делах. Хочется сказать: «Друже провідник! Ми чекаємо на тебе!»

Богдан ЧЕРВАК, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ