Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Соборность как «чуття єдиної родини»

21 января, 2010 - 18:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Собор», «собраніє», «собіраніє». В этих церковно-славянских словах, которые вошли в восточнославянские языки, фиксировалось понятие соборности, слово, которое для православной церкви Украины означает духовное единство своих верующих. Но шло время, происходили бурные события нашей истории, которая временами была непредсказуемой, героической, а иногда исключительной и даже ужасающе трагической. Особенно это было тогда, когда украинцев пытались уничтожить физически, как это делали людоловы Крымского ханства и сталинские опричники в ходе Голодомора 1932 — 1933 годов. Это было тогда, когда украинцев разъединяли разными религиями, патриархами, сектами и государственными границами. И я думаю, что выжил наш сильный, талантливый, прекрасный народ лишь благодаря новой соборности — чувству своего единства, единства по духу и языку. Именно это чувство, по моему искреннему убеждению, и можно назвать духовным родством, когда чувствуешь себя среди тысяч и миллионов лично незнакомых тебе украинцев, членом большой украинской семьи, когда вокруг тебя твоя семья, твои близкие люди — украинцы.

Да, сегодня понятие «соборности» продолжает существовать в его первоначальном церковном значении. Да, сегодня слово «соборность» широко и чаще всего применяется в территориальном значении, особенно политиками и журналистами, как объединение в одном Украинском государстве всех этнических территорий, населенных украинцами, — как «соборность украинских земель».

Без сомнения, день 22 января 1919 года стал для нас исторически значимым. Мне же это событие напоминает одну из сказок, которые есть у многих народов мира. В этой сказке могучее тело богатыря исполосовано врагами на отдельные части, но когда верный друг или дорогая жена окропляет их живой и мертвой водой, они срастаются, богатырь оживает и продолжает свои славные подвиги.

Этот сказочный образ нашел свое воплощение именно в Акте Злуки, когда Украина «взорвалась» глубинным стремлением народа — две части одного народа-богатыря соединились между собой навсегда.

«Отныне воедино сливаются веками отдаленные одна от другой части Украины — Галичина, Буковина, Закарпатье и Украина Надднепрянская — в одну Великую Украину. Отныне есть только одна независимая Украинская Народная Республика», — прозвучало на Софийской площади в Киеве. На карте мира появилось еще одно государство. Живой водой для него стало стремление украинского народа к счастью и свободе, а мертвой — необходимость завоевывать в борьбе себе эту свободу и счастье.

Перед всем миром мы предстали тогда единым государством, единым народом, хотя и до сих пор в теле нашего богатыря болят старые, еще не до конца зажитые раны.

Одним из главных уроков того исторического события стал пример жертвенности ради своей Отчизны, пример не этнического или территориального объединения украинцев, а прежде всего — духовного единения. Ведь не чувствовал Евгений Петрушевич, президент ЗУНР, себя чем-то хуже Симона Петлюры, главы Директории УНР, когда отказался от своей должности в его пользу. Политические амбиции, политические обиды — все было отодвинуто ради того, чтобы расцветала Украина.

Поэтому я и предлагаю понимать ныне, в наши дни, соборность как духовно-родовое объединения всех тех миллионов, которые родились или чувствуют себя украинцами и внутри нашего государства, и за ее пределами.

Именно о такой соборности, мне кажется, говорил Великий Тарас: «Хто ми? Чиїх батьків діти?». Вот вечные вопросы для миллионов обескровленных ассимиляциями, депортациями, запугиваниями, убийствами, расстрелами, культурным ограблением, насаждением предательства и янычарства. А это последнее из названных сейчас проклятий Украины является наиболее чувствительным, наиболее поражающим само сердце моего народа.

Мне было досадно узнать, что многие украинские исследователи утверждают, что среди всех народов Европы наиболее пораженным смертельной бациллой янычарства, является именно мой украинский народ. I конца края нашим кочубеям, галаганам, яремамвишневецким, маланчукам пока еще, к сожалению, не видно.

Но радует сердце и вселяет надежду то, что стоят рядом с ними Байды, Мазепы, Шевченки, Франко, Чорновилы, Лины Костенко, Олеси Гончары, Ларисы Ившины. Стоят среди них и мои земляки. Ведь земля донецкой области феноменальным образом очень богата самобытными талантами. Они интересны не только творческой одаренностью, но и тем, что пытались объединить Украину, представляя восточную ее часть, мыслили интересами всей страны. Это Иван Свитличный, Олекса Тихий, Иван Дзюба, которыми можно гордиться, у них нужно учиться любить Украину, потому что они ставили эту любовь выше всех благ в жизни!

Я горда тем, что именно мой земляк, поэт Владимир Сосюра подарил украинцам вдохновенные мысли:
«Любіть Україну, як сонце любіть,
як вітер, і трави, і води
В годину щасливу і в радості мить
Любіть у годину негоди!»

Кого еще из украинских поэтов так (!) обвиняли в национализме, то есть в любви к Родине, к своему народу, своему языку?

А Рыцарь Свободы — Василий Стус — поэт, талант которого достоин Нобелевской премии по литературе, и в то же время Человек, Гражданин, именем которого, мне хочется и верится, обязательно будет назван Донецкий национальный университет, который он в свое время закончил:
«Верни до мене, пам'яте моя
нехай на серці ляже ваготою
моя земля з рахманною журбою.
Нехай Дніпра уроча течія
Бодай у сні, у маячіні суму
я гукну, і край мене почує».

А замечательная художница и писательница Эмма Андиевская, которая говорит: «Украина будет до тех пор, пока каждый украинец будет творить Украину вокруг себя». И возвращает к нам через художественное слово и живописный образ утраченное, забытое, распыленное.

А наш непревзойденный певец Анатолий Соловьяненко, который, где бы не выступал, непременно включал в свой репертуар украинские народные песни. «Исполняя народную песню с эстрады, я пропагандирую ее, хочу привлечь к ней внимание людей и, пока хватит сил, не отступлюсь от этой задачи. Украинскую песню прекрасно понимают во всем мире, потому что она выражает чувство любви к Родине, к девушке, к матери».

А краматорчанин Леонид Быков, который в те времена, когда в Украине (!) закрывались украинские школы, когда из экранов телевизоров украинец часто появлялся как предатель и подлец, в фильме «В бой идут одни старики» устами своего героя, капитана Титаренко, говорит: «Вы не заметили главного! Вы пролетали над моей ненькой — Украиной!» И когда ему отвечают, что как же ее заметишь, что все, как везде, говорит он: «Э, нет! Ее небо голубее, солнце ярче, трава зеленее».

Для меня уже этой короткой фразы достаточно, чтобы почувствовать тепло его украинского сердца, чистоту его украинской души.

Мои земляки будто вплетали ленту своей малой родины в роскошный многонациональный венок Украины, над которой небо единое для всех нас. Мне очень больно наблюдать, как в новостях, всевозможных ток-шоу ссорятся политики, часто противопоставляя, сталкивая разные регионы моей страны, вместо того, чтобы объединять, хотя выступают под лозунгами: «Единая Украина», «Объединим Украину!», «С Украиной в сердце», «Наша Украина», забывая, что у нас есть отличия, но нет противоположностей. А народ украинский не всегда правильно оценивает, отдает себе отчет в том, что происходит с ним и вокруг него. Он пока еще слабый, потому что потерял очень много «крови» на сегодняшний день, и обессилен борьбой за выживание. Но выздоровление будет обязательно, и соборность благодаря таким лекарствам, как патриотизм, любовь к Родине, активная гражданская позиция, высокая культура и национальное достоинство поможет всем нам чувствовать себя причастными к большой семье — к Украине, к украинцам!!! Именно о соборности сердец, я считаю, писал Тарас Шевченко в строках «І мертвим, і живим, і ненародженим», потому что здесь он объединил украинцев не по факту их религии, территории или проживания, а лишь по факту их принадлежности к единой семье, к поколениям Украинского рода. Именно это «чуття єдиної родини» (по Павлу Тычине) побуждает нас оглядываться на наших праотцов и пращуров, считаться с их взглядами из мира предков, взглядами на наши действия и мысли. Именно такая соборность помогает нам чувствовать себя не безотцовщиной, а последним пока еще звеном в той длинной-длинной цепи украинцев, которые привели нас в этот мир. Но именно это и наделяет нас ответственностью за будущее, за детей, внуков, правнуков. Вот почему, когда Павло Тычина гордо бросал: «Я єсть народ, якого правди сила ніким звойована ще не була», а Василий Симоненко утверждал: «Народ мій є, народ мій завжди буде», то они как раз имели в виду ту шевченковскую соборность, то чувство родства украинцев, которое делает наш народ неуничтожимым, потому что объединяет, сплачивает «і мертвих, і живих, і ненароджених в Україні, і не Україні».

Абсолютно не имеет значения, под влиянием чего ты почувствовал себя членом прекрасной семьи, какой является народ. Реагируя ли на Эмский указ доставанием вышиванок из сундуков; почувствовав ли острый протест на слова «собачий язык», как это произошло с Еленой Телигой; попав ли на этнофестиваль «Країна мрій», организованный певцом и музыкантом, патриотом Олегом Скрипкой; болея ли за нашу сборную по футболу; или как Игорь Лосев, известный публицист, созерцая, искаженные ненавистью и яростью лица шовинистов в его родном Севастополе; посетив ли фотовыставку газеты «День», из фотографий которой появляется вся моя многомиллионная Украина с разнообразными живописными уголками, интересными людьми; собирая ли вместе с волонтерами мусор на Певческом поле, разыскивая ли по миру для Острожской академии Острожскую Библию, как это сделали меценаты Елена и Виталий Гайдуки; слушая ли речь Президента Украины, который, пренебрегая непопулярностью и низким рейтингом, отстраивает гетманские столицы Батурин и Чигирин, создает «Мистецький арсенал», возвращает память о самой большой гуманитарной катастрофе человечества — Голодоморе и других вырванных страницах нашей истории; прочитав ли на изысканном украинском языке перевод книги о Гарри Поттере замечательного издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА».

Или просто проснувшись утром и осознав, что никому не позволишь унижать свою страну, свой город, язык, потому что в твоей душе уже поселились теплые чувства к Украине. Четыре года назад я не понимала, почему мой папа то там, то там подбирает с асфальта желто- голубые бумажные флажки в конце празднования Дня города Изюма, которые ненарочно кто-то потерял. Но сегодня я уже осознаю, что наступать на символ государства, пусть даже на подарочно-игрушечный вариант, не имеет права никто: ни чужой, ни свой. Потому что это то, что объединяет толпу, превращая ее в нацию, в «Мы». Территория соединения миллионов миров «Я» и есть Родина!

— Кто я? Я — украинка!

— Какие мы? Мы отличаемся от других богатой историей, талантливыми людьми, которые творили и творят самобытную, богатейшую и великую своими достижениями культуру. Мы открыты для общения с другими народами, они нам интересны тем же, чем мы интересны для них.

— Куда идем? Хотим ли раствориться во времени и пространстве?

Ответ очевиден.

Мы выдержим экзамен на сплоченность, потому что уже почувствовали, что мы — украинцы, потому что уже знаем, что мы — украинцы, потому что уже горды тем, что мы — украинцы! У нас одна Украинская Судьба!

Ярослава САВЧУК, Краматорск, ученица 8-го класса ОСШ №16
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ