Одной из наиболее интересных музейных форм являются музеи под открытым небом, которые позволяют показывать памятники материальной и духовной культуры народов в условиях, максимально приближенных к естественным. Познавательное значение и эмоциональное влияние таких музеев очень велико.
Понадобилось сто лет, чтобы идея создания подобных музеев, рожденная в Дании еще в 170 году, воплотилась в первом в мире музее под открытым небом в шведском парке на холмистой местности, так называемом Скансене. Вслед за этим почти одновременно в конце ХIХ века возникла целая сеть подобных музеев, которые получили название «скансены», как синоним понятия «музеи под открытым небом». Создание этих музеев открыло качественно новый этап в истории музейного строительства.
В послевоенное время второй половины ХХ века музеи под открытым небом возникли в Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Румынии. Для всех них характерен широкий показ народной культуры и быта.
На территории бывшего Советского Союза в свое время также было создано более 40 таких музеев, в том числе 18 — в Российской Федерации, по 5 — в Украине (в Переяслав-Хмельницком — 1964 г., Ужгороде — 1970 г., Львове — 1971 г., Киеве — 1976 г., Черновцах 1986 г.), Латвии и Эстонии, по 2 — в Литве и Грузии. Надо отметить, что существует также небольшой скансен в Украине и в составе Национального заповедника «Древний Галич» в селе Крилос Галичского района Ивано- Франковской области.
Музей народной архитектуры и быта в Черновцах создается в соответствии с постановлением правительства Украины от 19 июля 1977 года. Идея создания в городе подобного заведения выдвигалась еще в 1906 году на собрании научного общества в Зальцбурге, где было сообщено о планах его строительства. В 1928 году Владимир Залозецкий, директор украинского музея народоведения в Черновцах опять поднимает этот вопрос. Но добрым намерениям не судилось осуществиться в то время.
По современному генеральным плану на площади около 16 га предполагается создать 5 экспозиционных зон: «Хотынщина», «Западное Поднестровье», «Прикарпатье», «Гуцульщина» и «Северная Буковина — земля славянская» (археологический комплекс), в которых найдут отображения историко-этнографические и природно-ландшафтные особенности края.
В первых двух зонах музея, открытых для экспонирования, представлено больше 30 наиболее характерных объектов народного зодчества второй половины XVIII — первой половины ХХ в. Среди них — жилища и хозяйственные здания (избы, кладовые, овины, кошницы, карники, курятники и т. п.), производственные и общественные сооружения (ветряные мельницы, кузница, трактир, сельская управа, церковь, колокольня). В 2004 году осуществлена реконструкция полуземлянки (старословянского жилища) VIII в. — первого здания археологического комплекса. Дополняют архитектурные памятки воспроизведенные интерьеры. Некоторые объекты промышленного назначения со временем станут действующими.
В фондах музея сегодня насчитывается около 8 тысяч экспонатов: народная одежда, ткани, крестьянские орудия труда и предметы быта, мебель, посуда, изделия домашних промыслов и ремесел, произведения декоративно-прикладного искусства.
Доброй традицией стало проведение на территории музея фольклорно-этнографических праздников, на которых выступают коллективы художественной самодеятельности, демонстрируют свое мастерство народные умельцы, устраиваются разнообразные выставки, игры и гуляния. Посетители имеют возможность отведать буковинские блюда, покататься на подводах, сфотографироваться на память.
Создаются в музее зоны отдыха для черновчан и гостей города. В важной и сложной работе коллектив музея стремится придать экспозиции своеобразие, учесть и сберечь лучшие образцы народного строительства на местах. Созданные там по примеру Закарпатья локальные музеи под открытым небом существенно дополняли бы областной музей. Успех в этом деле в большой мере зависит от широкой общественности, всех любителей народной культуры.
Музей стремится стать творческой лабораторией для писателей, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.
В то же время есть много нерешенных проблем, связанных со слабой материально- технической базой, нехваткой фондовых помещений, отсутствием выставочного зала, рекламной и сувенирной продукции.
Необходимым является создание общественного актива из числа краеведов, коллекционеров и энтузиастов, налаживание сотрудничества с родственными музеями, усовершенствование форм и методов массовой культурно-образовательной работы с различными категориями населения, расширение сети платных услуг.