На всемирном конгрессе, посвященном 150-летию со дня рождения Ивана Франко, который проходил с 26 сентября по1 октября в стенах нашего университета, мне пришлось увидеть маленькую, но энергичную Ирину Гузар. Эта женщина просто поразила меня своей активностью. Оказывается, она не пропускает ни одного важного события общественного значения, и далее подпитывает окружающих своей невыразимой силой и своим вечным патриотизмом.
26 декабря 2005 года профессор Ирина Юлиановна Гузар отмечала свой столетний юбилей. Без мужа Александра, без дочери и без зятя, но с множеством друзей и близких людей.
Эту женщину-легенду знают и уважают в научных кругах. Она может по 5-6 часов рассказывать интересные факты из различных областей знания: литературы, филологии, политики, философии... У нее более 100 научных трудов, 16 из которых переведены на несколько языков. Свидетеля века, Ирину Гузар преследовали при советской власти. «Все пережила», — как сказал о ней поэт Петр Шкрабьюк. И слушать эту женщину также можно бесконечно, потому что она в свой 101 год исполнена активности, воодушевления, а еще — переживаний. Переживаний за украинскую молодежь, за нашу политику, за события в мире. Согласитесь, этому можно позавидовать. Но все эти черты надо в первую очередь перенимать, развивать и направлять на благо Украины.
Родилась Ирина Юлиановна во Львове 27 декабря 1905 года. Училась в гимназии Сестер Василианок, штудировала классическую филологию и германистику во Львовском университете. В 1931 году получила научное звание магистра философии, впоследствии защитила педагогический диплом, а также кандидатскую (Киев) и докторскую (Тбилиси) диссертации. Работая в Таджикистане, была ученым секретарем Ученого совета университета. Правда, ее впоследствии уволили... Ее преследовали, но она всегда оставалась на позициях патриотки Украины. Не удивительно, что и родственники у Ирины Гузар так же преданы родному государству. Один из них — глава УГКЦ кардинал Любомир Гузар — племянник пани Ирины.
Владея немецким, греческим, латинским языками, Ирина Юлиановна всегда стояла «на страже» родного слова. В Таджикистане ее даже осудили, а потом уволили из университета за выступление в защиту украинского языка. Были преследования, агенты, травля. Это еще в советские времена. Как ни горько констатировать, но нам сегодня опять приходится защищать язык предков. Ныне наблюдаем наступление на украинский язык, но его все равно не уничтожить.
И до сих пор украинцев-автохтонов Россия хочет сделать своей колонией, а наши земли не против присвоить соседская Польша. Почему так? — У многих украинцев все еще присутствуют две ментальности — украинца и малоросса.
«Самое главное, что должен иметь каждый человек, — это совесть и сочувствие», — учит Ирина Гузар. Бедной является нынешняя молодежь, потому что проводится большое наступление на идеалистическую философию и христианство. Таким образом, человечество уже давно разделено на две части: одни верят в Бога, исповедуя принципы национального государства, другие коварно уничтожают то, за что выступают первые. А еще чаще можно встретить людей, которые говорят одно, думают другое, а делают вообще третье. Поэтому, к сожалению, правдивым надо признать парадокс: «Нет равенства, есть только неравное равенство».
«Сегодня есть много безбожных книг», — продолжает Ирина Гузар. Они содействуют дезориентации общества. В душах появляется страх. «Но ведь человек, который живет по законам морали, ничего не боится! Должна быть гармония души, духа и тела. Это основное, что я хочу сказать вам, современной молодежи», — с надеждой говорит Ирина Юлиановна.
Ирина Гузар переживает, в первую очередь, за украинскую политику. Она убеждена: человек, а следовательно, и нация, должны находить в себе силы бороться против всех несчастий. В этом тезисе была сила античной культуры. Но ведь Украина находится на тех местах, где существовала античность! Украина — это первая страна среди европейских государств, а украинцы являются автохтонами на родных землях. Однако наши депутаты говорят о демократическом, либеральном и национальном государстве, но обходят вопросы гражданского общества. Почему? Ведь национальное государство должно быть приоритетом. Но ведь демократия у нас еще очень слабая. И пока она непрочная, не может быть и речи о либерализме. «Сначала — национальное государство, и только тогда — либерализм к другим», — убеждена Ирина Гузар. И не забывать о гражданском обществе, которого, к сожалению, в Украине пока что нет.
Воистину достоинству, смелости и отваги у Ирины Гузар нужно поучиться. Она любит приводить пример о Сенеке, которого на старости спросили: «Почему ты учишься, ведь скоро умрешь?» Мудрец ответил: «Учусь, чтобы умереть лучшим». Так делает и Ирина Юлиановна. Важное место в ее жизни занимает исследование творчества гениев Гете и Шевченко. О первом у нее 15 трудов. Исследовательница считает, что творчество этих двух художников является взаимопроникающим. Еще раньше Кулиш говорил, что Шевченко поет, как Гете. Их сходство подметил и Маланюк. Ирина Гузар подчеркивает несколько черт, которые связывают творчество украинского и немецкого писателей.
Первая из них следующая: взаимопроникновение творчества Гете и Шевченко начинается тогда, когда оно касается начала истории Европы. Именно в то время греки провозгласили, что у человека должна быть какая- то константа, что она должна быть доброй. Этот тезис является парадигмой творчества обоих гениев. Они сами — люди античности, ведь постоянно созидают, думают, что и как правильно делать. Когда Гете спросили об отдыхе, он ответил: «За всю свою жизнь я отдыхал только три недели». Трудолюбие Шевченко также удивительно, ведь он творил полностью в непригодных для этого условиях. Как Гете, так и Шевченко были личностями. Кобзарь говорил, что вернется после ссылки таким, каким был. Так и произошло. Он никогда не упрекал Бога, потому что знал, что «роботящим рукам перелоги орать». Подобное говорил и Гете.
В жизни и в творчестве важным является национальный элемент, т.е. гармонический. Он присутствует у Моцарта, Березовского, Бортнянского, Веделя. Национальная идея постоянно будет работать. Об этом свидетельствует творчество и Гете, и Шевченко. Всегда нужно исходить из своего национального. «І чужому научайтесь, й свого не цурайтесь», — писал Шевченко. А Гете упрекал своих побратимов в том, что немецкой литературе недостает национального элемента. Вместе с тем они отбрасывали как шовинизм, так и космополитизм. Ирина Гузар вспоминает, что когда-то в Таджикистане высокий чиновник спросил ее: «А что вы скажете на то, что Гитлер перечеркнул Гете и национальную культуру?» «Истинную культуру никто не может перечеркнуть», — прозвучал ответ.
Гете говорил, что человек только тогда обладает культурой, когда может посмотреть на три тысячи лет назад. А кто такие современные постмодернисты? Андрухович критикует украинцев. Ему аплодируют на Западе. Но ведь так он унижает свой народ!
Еще нам навязывают версию об «открытом обществе» (концепция Карла Поппера). Но здесь схема туманная. Поппер выступает за политическую нацию, и отстаивает мысль, что открытое общество — это когда твою землю имеют право занимать бродяги. А коренное население не имеет права возразить и не имеет права быть хозяином. Оправдана ли такая теория? Есть пример — Америка уничтожила индейцев.
У постмодерна нет души, все является векселем. Все можно купить-продать. Но так жить нельзя. Этому учит Ирина Гузар. И, я уверена, все, у кого в памяти запечатлелся светлый образ этой мудрой женщины, так жить тоже не будут.