Как постоянный читатель вашей газеты я рад, что «День» повел разговор на важную общественную тему — о состоянии высшего образования в Украине, о его платном аспекте (№97 от 2.06.2000 г. и №107 от 16.06.2000 г.).
Если бы можно было организовать в стране бесплатное образование, то, как может показаться, были бы все основания радоваться в связи с этим. И у нас уже было и есть то, что якобы дано самой природой: бесплатные воздух, земля, вода. Льется и льется из наших кранов бесплатная водица... А что выходит из этой бесплатности? Упадок, деградация. В мире не ценится бесплатность. А у нас запущенная земля, отравленный воздух, грязная вода.
Современное образование не может быть бесплатным. Его стоимость очень высока. Это современные средства обучения, новейшие информационные технологии, качественные учебники, высококвалифицированные педагоги, ученые. И потому надежда на бесплатное образование — это миф. Как это ценное современное высшее образование может быть «бесплатным»?..
А теперь поставим вопрос о финансировании государством высшего образования. Я могу сказать, что не только бедная Украина, но и многие развитые страны мира не способны на это. И поэтому считаю: сохранение бесплатной системы образования — это путь к ее упадку и деградации. Почему?
В первую очередь, вследствие отсутствия необходимой материальной и научной базы. Дешевое образование — это дешевые преподаватели. Профессор, получающий сейчас у нас 70 долларов, — это дешевый профессор. И надеяться, что он будет работать на каком-то приемлемом уровне, — иллюзия. Наш выход: бегать, работать во многих местах, чтобы как-то заработать на жизнь. Это не все. Финансированное государством высшее образование ведет к коррупции. Она начинается со вступительных экзаменов, распределения «бесплатных» мест. Это все та же плата за обучение, но морально искаженная плата. Торговля бесплатными местами в вуз. Школа коррупции и морального упадка студентов и преподавателей уже действует и в процессе обучения, когда дают и берут за зачет, экзамен, диплом. И это следствие «дешевого» образования.
Государством профинансированное образование — это образование, поставленное в зависимость от государства и воли (или произвола) государственного чиновничества. Сейчас наши университеты полностью лишены прав университетской автономии, академической независимости, которыми по определению университеты должны обладать. Мы — подчиненные государства. Государство определяет содержание обучения. Даже то, чему должен научиться студент. Пример. Вводятся приказом министерства такие курсы, как «Охрана труда», «Охрана труда в отрасли». К чему это будущим историкам, философам? Государство, как и раньше, диктует и навязывает. Даже ненужное. И попробуй не выполни.
Государство мешает идеологии партнерства между студентом и преподавателем, доминирующей сейчас в Европе, мире. Именно человек определяет, что и как он изучает. Какие могут быть приказы по этому поводу?
У нас все выпускники всех украинских вузов получают одинаковые дипломы государственного образца. Полное равенство. То ли диплом столичного университета, то ли диплом какого-то областного пединститута, который вдруг тоже стал университетом. В отличие от Запада, у нас нет самого важного: рейтинга вузов, соревнования дипломов. Вот как определяется настоящая цена образования. И хотя там тоже торгуют дипломами для лодырей, ни одна фирма не возьмет к себе на работу выпускника с сомнительным дипломом не того вуза. Человек хочет получить образование в серьезном заведении. И у нас уже отдельные организации, фирмы, банки составляют списки вузов, из которых можно брать на работу, а из каких — нет.
Государство дает, скажем, нашему вузу средства только на дешевую зарплату преподавателям и такую же стипендию студентам. А чем обеспечить материальную базу, учебный процесс? Таким образом, нужны, как жизнь, внебюджетные средства. И вместе с бесплатным обучением существует институт контрактников, которые платят за обучение. Везде тенденция увеличения контрактников, у нас в академии их — небольшой процент.
В чем тут состоит наша идеология? Дать возможность учиться у нас не по звонкам, не благодаря богатым родителям, но — талантливой молодежи. В соответствии со своими знаниями, которые мы должны увеличить и развить. Может быть, единственные в Украине, мы ввели на вступительных экзаменах анонимный тест, который делает невозможным какое- либо субъективное вмешательство. Все одинаково проходят через тест: и бюджетники, и контрактники. Интересно, что когда на одном из совещаний наш ректор обратился к коллегам, чтобы ввести анонимный тест в вузах Украины, — как-то промолчали. И если за способных и талантливых молодых людей родители заплатить не могут — как показывает практика — они у нас учиться будут. Но мы относимся и к контрактникам во время обучения с той же суровостью и требовательностью, что и ко всем. Что интересно. Было и у нас такое мнение, что, дескать, нельзя увеличивать количество контрактников, чтобы они интеллектуально и морально не воздействовали на здоровую атмосферу. И вот оказалось, что учатся они не хуже. В общем и справедливом потоке.
Потихоньку у нас начинают понимать: платишь деньги за обучение или не платишь, главное — уровень твоих знаний. Поэтому у нас нет проблем с трудоустройством выпускников.
Система финансирования вузов должна меняться и совершенствоваться. И как бы то ни было, высшее образование нуждается в высоком качестве. Поэтому я — не за бесплатное, а наоборот — дорогое и даже драгоценное образов а ние!