Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Status praesens

28 января, 2010 - 19:40

Накануне президентских выборов невольно задумываешься о будущем Украины, о ее месте в стремительно меняющемся мире, о разразившейся пандемии правового нигилизма; о том, почему страна, одаренная Богом благодатной землей и работящим талантливым народом, поставила свое выживание в зависимость от западных кредитов? На фоне происходящих сегодня силовых перекраиваний границ суверенных государств и возрождающейся из пепла имперской амбиции на берегах Москвы-реки, такие думы не могут не вызывать ностальгию о нашем прошлом статусе ядерной державы третьей по мощности после США и России. Разве не может не удручать то, что саморазоружившись, мы стали уязвимы для территориальных притязаний прытких соседей. Первым тревожным звонком стал мрачный прогноз советника президента США сэра Бжезинского о том, что президентские выборы в Украине приведут «возможно, к потере части территории». Не менее тревожные опасения об угрозах Украине высказывали на страницах газеты «День» экс-министр обороны Марчук и известные публицисты — Пахлевская, Щербак, Лосев, Ившина и другие. Не пора ли Украине сверять часы с теми странами, которые оказались в схожем небезопасном положении, — с Белоруссией, Грузией, Молдавией для совместных скоординированных усилий по обеспечению безопасности своих потенциально уязвимых суверенитетов.

В Кремле прекрасно понимают, какую опасность приносят в Россию отравляющие испарения Свободы, исходящие из освободившихся от вассальной зависимости стран. Символичная тенденция, что ее известные журналисты вещают о свободе слова не с амвонов Первопрестольной, а на киевском телевидении.

Вот где скрывается та подколодная змея, которая отравляет наши взаимоотношения с Россией. Разве не из кремлевского заповедника сегодня вылетают утки, крякающие о том, что в Украине русских просто «едят-поедом»? В гневном порыве принимается закон о праве России использовать армию для защиты русских в других странах. Круто заварено. Вскружив себе голову легкой танковой «прогулкой» в Грузию и войдя в воинственный раж, в Кремле санкционировали доктрину превентивного применения ядерного оружия. США, олицетворявшие однополярность, смущенно посторонились, уступив натиску многополярности. Когда происходит битва Титанов за гегемонию в мире, то интересы Украины состоят не в том, чтобы стать на чью-либо сторону — Запада или Востока, — а в том, чтобы занять, как требует Конституция, внеблоковый нейтралитетный статус. Украина имела возможность испытать на себе прагматизм и цинизм как Запада так и Востока. Показательны признания немецкого политолога Умланда газете «Столичные новости» о том, что если бы Грузия получила ПДЧ в Бухаресте в 2008 году, то не было бы «блицкрига» со стороны России. Разве перед Украиной «маячат» не такие же коллизии? Не пора ли развеять миф призрачного альтруизма Запада? Никто кроме нас самих не обустроит Украину в пике вызовов времени. Кого не грыз червь сомнений, кому из кандидатов в президенты отдать свой голос 17 января? Где украинский Тезей, который смог бы вывести Украину из лабиринта ее тупиковых проблем? Кто сумеет в процессе сближения с Россией, а это болезненная проблема, убедить ее пойти на основе взаимных интересов и компромиссов на вывод ЧФ из Севастополя в обмен на долевое участие в консорциуме для модернизации и эксплуатации украинской газотранспортной системы? Не побудит ли это Россию к пересмотру идеи строительства газовых потоков в обход Украины?

Некоторые кандидаты в президенты, оседлав казуистику, выступают против нейтрального статуса Украины, потому что он противоречит их принципу сближения с Западом. Действительность убедительно опровергает этот тезис. Разве нейтральный статус Финляндии отдалил ее от Запада? Эти политики, по той же причине, возражают против участия России в консорциуме модернизации украинской ГТС, не понимая, что через три-четыре года с введением в строй украинообходных Южного и Северного потоков, мы окажемся у «разбитого корыта», если наши дипломаты не станут действовать на опережение. По аналогичному поводу 32-й президент США Ф. Рузвельт сказал: «Бывают времена, когда нельзя нарушать принципы, но бывают и другие времена, когда опасно соблюдать их».

Геннадий МАРИН, историк

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ