Оказывается, о нашей жизни хорошо знают и за границей. Так, выступая на пресс-конференции после встречи с главой Верховной Рады Арсением Яценюком, президент Европейского парламента Ганс-Герт Поттеринг дает такой вполне уместный совет украинским политикам: «Прежде всего — интересы страны, а уже потом — собственные амбиции».
Действительно, в послевоенный период, особенно после хрущевской «оттепели», люди жили интересами страны, усиление ее могущества считали первоочередным долгом. В этом проявлялся патриотизм, свойственный населению любой страны. Это правильно отметил и президент Европейского парламента, призывая украинских политиков думать о стране.
На время провозглашения независимости мы имели мощную экономику, высококвалифицированных рабочих, достаточное количество инженерно- технических работников и ученых. Сильный директорский корпус. Предусматривались реформы, переход на рыночные отношения. Как оценить эти задачи? Большие, всеохватывающие, со многими неизвестными составляющими? Пусть и так, но ничего необычного в них не было. Разорванные экономические связи, нехватка отдельных материалов? Для этого существуют деньги, торговля. Разве можно эти перемены сравнить с послевоенными трудностями, когда найденные среди руин куски металла, гайки, гвозди уже становились подмогой в труде. Нет, здесь не может быть никакого сравнения. Так почему же такой упадок наступил, откуда взялась эта немочь, почему разочарование охватило людей?
Требовательность и дисциплина — основа организации труда и преодоления различных препятствий, отсутствие требовательности и дисциплины — прямая дорога к беспорядку. Четко поставленная цель — восстановление разрушенной войной страны, догнать и перегнать ведущие страны мира — была воспринята советскими людьми, поддержана ими, вызвала трудовой подъем. И эта цель в значительной степени была осуществлена. Советский Союз по производству отдельных видов продукции вышел на первое место в мире, по другим тоже имел неплохие показатели. Так почему же все так закончилось? Это уже другое дело. Люди работали, а руководство страны растрачивало сделанное ими, бесплатно раздавало оружие, зерно, продукты и изделия якобы для национально-освободительной борьбы народов против колониального господства. И чего стоят различные ограничения? В знаниях и во многом другом — нивелирование национальных особенностей. В Украине зарплата рабочих не превышала 300 рублей, хотя рабочий мог намного перевыполнить производственные нормы.
В это трудно поверить, но независимая Украина не имела четко очерченной цели, стратегии развития. Все время находились текущие дела, а события развивались стремительно. Резкое ослабление государственного регулирования в экономике стало находкой для разных мошенников и расхитителей. Разнообразные же лозунги от политических сил, сторонников прошлого и многочисленных новообразованных партий внесли еще больше растерянности и неуверенности. А разнобой взглядов на развитие государства — это тот же застой, от которого мы хотели освободиться, только еще более вязкий, как топкое болото.
С большим опозданием прозвучал долгожданный призыв к строительству национального государства украинского народа. Но на пути к его воплощению нужно многое сделать, преодолеть разброд и шатание, которые ведут нас от одного кризиса до другого со всеми сопутствующими им последствиями, укрепить законность и правопорядок в стране.
Из прошлого мы берем огонь, а не пепел. Не нужно делать вид, что нам приходится начинать с чистого листа, что нам следует отбросить опыт предыдущих поколений, мы создаем новое законодательство, которое не имеет ничего общего с предыдущим.
Сейчас нужен придирчивый анализ прошлых лет, чтобы получить знания и следовать им в преодолении всех наших недостатков. Выиграет тот, кто делает это правильно, безотлагательно и решительно. Одним из этих шагов является объединение партий национально-демократического направления. Оно должно состояться только на идеологической основе, с целью строительства украинского государства, учитывая начертания наших выдающихся деятелей. Именно в рядах такой патриотической партии будут расти лидеры нации — должностные лица, командиры производства, способные в короткий срок провести организационные мероприятия по утверждению независимой и демократической Украины, значительному повышению благосостояния ее народа.