Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Священное право нации

28 октября, 2004 - 19:34

Еще весной в «Дне» (№72) была опубликована статья профессора Анатолия Гальчинского «Восток — Запад»: опасное предвыборное противостояние», в которой автор призывает к надлежащей оценке деятельности ОУН и УПА, в частности отстаивает мнение, что характер национально-освободительной борьбы, которую вели украинские националисты в 20—30-х годах прошлого века, обусловлен жестокой и многолетней оккупацией украинских земель, а поэтому, утверждает автор, «нация, которая свыше трехсот лет находилась под игом порабощения и на собственной истории знает, что такое национальный геноцид, такая нация имеет историческое право на свое национальное лицо, на гегемонию национальной идеи, наконец — на разумную дозу национализма».

Очевидно, что трудно что-то возразить автору. Целесообразно только пролить свет на отдельные фрагменты национально-освободительной борьбы ОУН, которые считаются наиболее контраверсионными, однако помогут осмысленно воспринять вывод господина Гальчинского. По моему мнению, это стоит сделать еще и потому, что настоящая история националистического движения и сейчас остается малоизученной.

Было бы неверно утверждать, что националистическое движение на Галичине в прошлом веке основывалось только на пацифизме. Однако это не означает, что сегодня есть основания для обвинения украинских националистов в «антигуманных» методах борьбы.

Организованное националистическое движение возникло на территории Западной Украины в 1920 х годах. Его костяк составляли бывшие бойцы Армии Украинской Народной Республики, т.е. люди, с оружием в руках защищавшие государство, президенту которого — Михаилу Грушевскому — сегодня возлагают цветы практически все высшие должностные лица нашего государства.

Первые украинские националистические организации, в частности самая крупная и самая влиятельная Украинская военная организация (УВО), действовали на Галичине, которая после поражения УНР и в соответствии с Рижским соглашением 1921 года отошла под протекторат Польши. Положение украинцев на оккупированных Польшей украинских землях было очень тяжелым. Польская власть взяла курс на ассимиляцию украинского населения путем лишения его каких-либо политических, культурных и социальных прав. С этой целью проводились массовые аресты национально сознательных украинцев. Число арестованных и интернированных достигало десятков тысяч. Только в одном лагере Букоште, что на Берестейщине, умерло 27 тысяч украинцев. Было проведено немало судебных процессов, во время которых тяжелые приговоры выносились тем, кто принадлежал к украинской власти времен Западно-Украинской Народной Республики и УНР. В 1919 году ликвидированы все украинские кафедры во Львовском университете. В 1920 г. упразднен Галицкий сейм как автономное украинское правительство. Запрещено употреблять название Восточная Галичина, вместо этого введено унизительное для украинцев — «Восточная Малопольша».

Украинцев изгоняли с государственной службы. Украинских селян отстраняли от приобретения земли, и одновременно украинские земли заселялись «колонистами», т.е. поляками, которые приезжали в Галичину из различных уголков Польши. Кроме того, закрывались украинские школы и церкви, силой насаждался римско-католический обряд.

Шовинистическая политика польской власти сразу же встретила адекватную реакцию подпольных украинских военных. Так, уже осенью 1921 года бывший офицер Украинской Галицкой армии Степан Федак провел атентат (вооруженное нападение) на руководителя Польского государства Иосифа Пилсудского, который прибыл во Львов, чтобы перед миром утвердить принадлежность Галичины Речи Посполитой. Покушение было неудачным: С. Федак не попал в Пилсудского. Однако именно этот атентат, с одной стороны, привлек внимание мировой общественности к так называемому «украинскому вопросу», а с другой, — обнаружил готовность украинцев к решительной борьбе с оккупантом.

Кроме покушения на И. Пилсудского, УВО проводила другие протестные акции. В ответ на увольнение с работы около шести тысяч украинцев была начата саботажная акция на железной дороге. Украинцы массово отказывались давать присягу на верность польской власти. Широкий резонанс получил в сентябре 1919 г. бойкот переписи населения, к которому призывала УВО. Украинцы не только не появлялись в пункты переписи, но и при первой возможности сжигали соответствующую документацию. Таким образом, перепись населения была фактически сорвана.

УВО широко практиковала так называемые «эксы» — изъятие из польских банков денег, которые направлялись на дальнейшую деятельность УВО, а впоследствии — ОУН. В частности, в 1932 году члены УВО- ОУН Василий Билас и Дмитрий Данилишин осуществили «экс» на польский банк в Городке, что на Львовщине. Нападение было неудачным, и обоим боевикам пришлось убегать. Польская полиция мгновенно распространила информацию, что разыскиваются особо опасные преступники, якобы обокравшие простых людей. В результате Биласа и Данилишина схватили дезинформированные украинские селяне. А впоследствии во Львове юноши были казнены. Это событие всколыхнуло Галичину. В честь подпольщиков УВО- ОУН в день их казни в украинских церквях проводились богослужения. Галичина была в трауре.

Протестные акции УВО-ОУН пользовались широкой поддержкой масс, имели большое влияние на формирование национального сознания украинцев. После них авторитет и влияние УВО-ОУН только росли. Скажем, в честь замученных поляками Биласа и Данилишина сложены народные песни. Их подвигу посвятил свою поэму «Городок 32» известный украинский поэт Олег Ольжич. Не иначе как «героїчний чин» трактовала их поступок поэтесса Елена Телига.

Имеем ли право осуждать УВО, ОУН, украинских националистов за их отчаянную борьбу, которую они вели не всегда парламентскими методами? Конечно же, нет. Они боролись на своей земле, а острие их оружия было направлено против оккупантов. Более того, борьба УВО и ОУН — свидетельство непокорности украинской нации, ее способности к адекватному сопротивлению оккупанту, ведь право на защиту — священное право любого человека, любой нации.

Очевидно, что необоснованные выпады против национализма и националистов, которые допускают отдельные политики, — это или результат неспособности достойно оценить собственную историю, или же — ее фальсификации, цель которой унизить национальную гордость украинцев, или же сознательное или бессознательное намерение посеять раздор в обществе.

Кто не уважает прошлого, тот не достоин будущего. Это — прописная истина. Однако не хотелось бы, чтобы за ее осознание мы заплатили слишком высокую цену.

Богдан ЧЕРВАК, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ