В пригородном поезде Львов—Сянки 14 февраля много молодых пар. Влюбленные направляются в Самбор — поклониться мощам святого Валентина в Храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Для большинства ребят и девушек это первое и последнее паломничество. О существовании останков святого мученика они по большей части узнали от ведущих любимых телевизионных каналов. Посещение храма часто предшествует свиданию, поэтому отдельные девушки зайдут в Дом Господний в откровенных чулках и на каблуках.
После службы влюбленные посетят развлекательные мероприятия, которые впервые к этому празднику подготовила местная власть: концерт на центральной площади, праздничная ярмарка, блиц-свидание для тех, кто еще не успел найти себе компаньона.
Образ святого Валентина в Самборе используют в коммерческих целях с начала двухтысячных. Первое время после распада СССР о мощах покровителя влюбленных инерционно молчали. Но потом информация просочилась, обросла легендами, начал наклевываться перспективный бренд.
В 2013 году дошло до того, что тогдашний городской голова Тарас Копыляк обещал транспортное средство всем самборским малышам, которые родятся через девять месяцев после 14 февраля. Свидетельства о чудотворных мощах достигли соседней Польши, в Самборе участились интернациональные браки.
Однако такого ажиотажа, как в этом году, в городе еще не было. День влюбленных пришелся на воскресенье, поэтому горожане вышли на отдых семьями. Самборский совет, в свою очередь, решил не разбирать рождественскую ярмарку и продержал ее до середины февраля. Под торговой маркой «Святой Валентин» жизнь в районном центре ожила.
Церковь такому применению образа святого не противится. Утром 14 февраля стеклянный саркофаг с мощами переносят с бокового престола на центральный тетрапод. Кроме плановых литургий, читается молитва к святому Валентина, чтобы не разочаровать туристов.
Люди, подтягиваюющиеся к храму из домов, маршруток, электричек, выстраиваются в длинные очереди. На протяжении дня толпа не уменьшается, обряд крестин приходится проводить в «захристі» — боковом помещении, где сохраняются предметы культа. Люди заходят туда через задний двор.
О том, почему церковь идет на поводу у бизнеса, хорошо знает отец Тарас Рысей, священник Храма Рождества Пресвятой Богородицы. Отец убежден, что попсовый образ святого Валентина должен быть переосмыслен. Оказывается, хоть светский вариант Дня влюбленных пришел на поприща СНГ именно с запада, в римско-католическом календаре этого святого нет уже давно, а 14 февраля набожные европейцы вспоминают святого Спиридона — более известного чудотворца.
«Валентина вычеркнули из римско-католического календаря неслучайно. Просто в те времена было, как минимум, трое Валентинов: двое мучеников и один святой мученик. Установить, кто есть кто, очень трудно, к тому же житие всех этих святых не изучено. Я думаю, именно потому, что Валентин был непопулярен на Западе, эти мощи и отдали в далекий и забытый всеми Самбор», — раздумывает отец Тарас.
Следовательно, светская и религиозная вариации Дня Валентина имеют между собой немного общего. Но вместе с тем, говорит священник, церковь не может самоустраниться. Придется воспринимать туристический интерес к образу Валентина как шанс выйти в люди со словом Божьим.
«Церковь пошла навстречу тем, кто начал стихийно праздновать День влюбленных. Это определенный ключ к людям, миссионерский жест, цель которого — направить энтузиазм прихожан в нужное русло. Что-то похожее церковь сделала, придя на Ивана Купала с праздником Иоанна Крестителя», — говорит отец Тарас.