Весной и осенью пролетают над нами журавлиные ключи. Их тоскливые голоса издавна волновали человеческие сердца. В народе существует легенда, по которой вожак ведет их путем, который отпечатался в его памяти во время многих перелетов. Этой версии до недавнего времени придерживались и ученые, пока при помощи радиомаяков, которые давали возможность определить место каждой птицы в ключе, не попробовали ее проверить. Оказалось, все наоборот. Ведущим мог быть как старый журавль, так и однолетний. Но это никак не влияло ни на сплоченность ключа, ни на маршрут полета.
В письме Ю. Стадниченко «Русской культуры мирового уровня в Украине не создать» («День», №41) нарушена тема связи творчества писателя с общественной средой, в которой она развивается. Тема чрезвычайно сложная и актуальная, особенно для Украины, но, по моему мнению, так полностью и не раскрыта. Не раскрыта потому, что автор не попробовал выйти за границы личности художника. Но если предположить, что человек по своей природе — существо более коллективное, чем это кажется ему самому, то искусство только олицетворяет фрагмент коллективного творчества того или иного общества. Творчество присутствует и в нашей повседневной жизни, в быту, в труде. Чем выше коэффициент творческой энергии в жизни страны, тем более динамично ее развитие. И хотя творческая энергия присутствует в жизни каждого общества, но реально воплощаться в повседневную жизнь может только при определенных условиях.
Ошибаются те, кто считает, что основную роль в жизни и развитии страны играют отработанная вертикаль власти и проверенная законодательная система. Основой развития является сам народ, точнее, способность отдельных индивидуумов почувствовать себя частью единого общественного процесса. В таком психологическом климате творческие достижения одного лица найдут продолжение и воплощение в труде сотен и тысяч других лиц. В то же время чем больше талантливый индивидуум отдален от общества, тем меньше шансов гениальной мысли найти в нем отзыв. Для реализации творческих достижений в обществе должен присутствовать элемент духовной связи, способный идентично проектироваться на сознание членов общества, готовя их к восприятию новых идей: политических, экономических, технических. В определенных границах компактного проживания создается своеобразная телепатическая связь, связь на уровне подсознания. Тогда общество приобретает свойство журавлиного ключа, где знание и опыт каждого становятся доступными всем, а энергия из хаотической превращается в целеустремленную. Задержка за малым — найти эти «рычаги», которые «разблокируют» каналы подсознательной связи.
Подобные «рычаги» люди создавали уже давно. Ими стали духовные ценности общества. Они зарождались вследствие переосмысления моральных и религиозных догм, возникали во время переломных исторических событий и просто как элементы творческого наследия, отобранные временами, воплощались в народном творчестве. Идентичная особенность мышления народа и его моральные качества возникают благодаря популярности таких ценностей. Так, например, культивируя в искусстве храбрость, воинственность и патриотизм, мы воспитываем потенциальных солдатов, способных защищать интересы своей страны где угодно. Изъяв же из такого искусства чутье патриотизма, мы будем иметь общество «крутых мафиози». Но это упрощенный вариант. На формирование достоинств и единства народа влияет и генетическая память нации, и ее менталитет, и, как было уже сказано, телепатическая подсознательная связь, а также энергетика земли, на которой этот народ обитает. И, конечно, духовные идеалы общества, которые аккумулируются лучшими представителями народа и через литературу, другие виды искусства распространяются среди единомышленников. Важно только, чтобы они дополняли друг друга, образовывая гармоничную систему духовных связей. Тогда идентичность в мышлении и чувствах создает ту общественную ауру, в которой творческая энергия индивидуума усиливается благодаря «присоединению» к биополю всего общества. Тем отличаются талантливые нации от неталантливых, точнее от наций, которые по тем или другим причинам не смогли полностью реализовать свою духовную связь.
И когда писатель живет проблемами своего народа, формируя родство душ в сердцах соотечественников, его творчество, усиленное общим биополем, часто превосходит талант самого писателя. Когда же писатель ориентируется на идеалы другого народа, он тем самым блокирует каналы духовной связи с ближним окружением, поскольку приспосабливает собственный творческий поиск к биополям другого народа и другой земле. А когда такой подход к творчеству становится системой, нарушается подсознательное единство общества. В такой среде индивидуум со своими творческими задатками и проблемами, которые создает их реализация, остается практически один. И талант свой, образно говоря, часто вынужден «закапывать в землю».