Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Телевидение: учебник по сексу и жестокости?

8 июня, 2002 - 00:00

Как правильно направить половое воспитание? Этот один из наиболее сложных вопросов педагогики, и им должны заниматься специалисты. Нужно не переборщить как с запретами, так и с полной открытостью. Один из методических ходов приблизительно такой, как был использован при внедрении культуры картофеля, — засадили поле и стали охранять, но не очень. И роль телевидения не в уроках техники секса, а в том, чтобы поддерживать ореол тайны, а все другое должна взять на себя доступная и хорошо продуманная литература и подготовленные для общения с конкретной аудиторией специалисты. Очень опасны для психики подрастающего человека сцены сочетания секса и жестокости. Из-за интереса к сексу подсознательно формируется агрессивность, тяга к насилию, происходит замена сексуального удовлетворения удовлетворением от издевательства, убийства, жестокости. Открытость породила такое явление, как сексуальные маньяки, которые ищут сексуальное удовлетворение на грани жизни и смерти.

Вообще нужно довольно осторожно подходить к показу тех или иных сцен в кино. Сейчас сильна тенденция натурализма, то есть показа сцен «как в жизни». Некоторые фильмы являются фактически «оживляжем» литературного произведения. Но это разные вещи. Проведите эксперимент, лучше воображаемый. Расскажите сказочку о храбром рыцаре, который победил дракона, отрезав ему головы, и покажите фильм с такими сценами, потоками крови и другими подробностями, а потом сравните состояние психики ребенка. Думаю, что разница всем понята. Это нужно учитывать при экранизации. Одно дело, когда мы прочитаем «Гетсиманский сад» И. Багряного, и совсем другое, когда все будет подробно воспроизведено не экране. Мастерство не в таком «оживляже», а в понимании психологии восприятия. Примером могут служить «жесткие» сцены «Семнадцати мгновений весны», например эпизод раздевания ребенка, который ужасает нас не изменениями в его состоянии, а восприятием этих действий участниками, в том числе и самим экзекутором. Как выстраивать сцены, что показывать — вопрос профессиональный, связан с высоким профессионализмом, чувством ответственности мастера перед обществом. Кстати, в старых советских фильмах были сцены достаточно жесткие, но практически отсутствовала «технология жестокости».

Говорят, что запретный плод сладок. Дети все равно будут смотреть такие фильмы где-то в компаниях и других местах. Но все же это будет значительно реже, не на ночь и, самое главное, подсознание будет формировать негативное отношение к увиденному, то есть у значительного большинства молодежи не сложится подсознательно позитивная реакция на жестокость.

В современном обществе телевидение занимает значительное место, и оно не может быть только рыночным или рыночным «ближнего действия». Чисто материальный вред от непродуманного телевидения в не очень далеком будущем может в сотни раз превзойти современные прибыли. Расплачиваться будет народ.

Валентин БОНДАРЕНКО, преподаватель-методист, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ