Став суверенной, Украина приобрела как все права, так и все обязанности государства. А государство не может быть абсолютно независимым. Независимость от чего? От жизни, соседей, обстоятельств можно быть независимым только относительно. Это вытекает также из основных заданий государства — обеспечить права как своего народа (внешние приоритеты), так и отдельного человека (внутренние приоритеты). Поэтому государство отнюдь не может быть свободным от объективных как внешнеэкономических, в первую очередь, обстоятельств, так и внутренних. Другое дело, как выполняют свои обязанности перед обществом те, кому выпало быть элитой.
Соответственно, является аксиомой и то, что гражданин страны не может быть свободным от установившихся общественных норм. Опять-таки, как складываются эти отношения, в первую очередь, зависит от личности. Если личность сформировалась, то она обязательно поймет свою диалектическую связь с титульной нацией государства — украинцами, ее правами и обязанностями. А права нации уже непосредственно связаны с внешней деятельностью страны. Т. е. внутренний и внешний круги замыкаются, пересекаются, движутся, живут. Все взаимосвязано. Относительно более свободным является не просто человек, а личность, у которой есть свои собственные четкие критерии, есть четкая и непротиворечивая система ценностей, и в соответствии с ними — линия или варианты поведения. Соответственно, также относительно независимым может быть и государство.
Но потенциально заложенные в нас интеллигентность (даже независимо от происхождения) и духовность не стали превалирующими чертами. Интеллигенция, на которую объективно возлагаются наиболее ответственные вызовы времени, еще далеко не поняла своей исключительной и решающей роли в сохранении Украины.
Лишь там и тогда, когда мы как личности или как национальное государство проявляли системную последовательность, мудрость и самоуважение, нас всерьез замечали и кое-где начинали с нами считаться. Ну нельзя же ожидать, что вас поймут или хотя бы обратят на вас надлежащее внимание, если вы, простите, тупо молчите.
Ни парламентская, ни президентская традиции еще далеко не укоренились у нас. Может, именно поэтому неожиданно завладела «майкой лидера» власти ее третья ветвь — судебная, отчасти прокурорская (здесь возможны временные влияния). И наша внутренняя независимость — как в личном ракурсе, так и в отношениях с обществом и государством — наиболее цивилизованно реализуется сегодня именно здесь. Примером служит взыскание морального ущерба со СМИ. Правовая тяга очень актуальна. Эта тяга нужна и гражданам, и чиновникам, включая самих судей. Она очень нужна обществу и государству. Эту тягу дополнить еще бы и тягой к соответствующей элитности как вектору, как доминирующему состоянию — и в быту, и на государственном Олимпе.
Пока же похвастаться успехами во внешнеэкономических, в первую очередь, отношениях особенно нечем. И дело здесь в нехватке личностей, воспитанных нести ответственность как за свою судьбу, так и за судьбу окружающих. Следовательно, всем нам и повсеместно нужны личности — интеллигентные и духовные. Как средство и промежуточная цель к хотя бы относительной независимости, а кому- то — и к Свободе.