Толкование понятия «взятка» в нашем законодательстве далеко не однозначно. С одной стороны, взяткой можно при желании признать и совсем невинный подарок в виде цветов, коробки конфет или бутылки шампанского. А с другой — даже большую сумму денег можно (тоже при желании или за ту же взятку) не считать взяткой, если она вручена не «должностному лицу». А в трактовке наших законодателей и юристов должностное лицо — это далеко не любой человек, работающий на любой должности. В связи с этим начинаешь понимать, почему английские законодатели признают взяткой «все, что невозможно съесть и выпить за 40 минут».
Почему же дают? Опять же, вследствие двусмысленности законодательства. Чиновник может сделать либо не сделать — и в обоих случаях будет прав. Интересно, что украинский чиновник в последнее временем редко когда, даже за большую взятку, идет на нарушение закона — и без этого у него хватает возможностей получать на «кусок хлеба с маслом». И если есть две стороны, одна из которых готова дать, а другая — взять, и тем самым они сопряжены общим интересом, то бороться с таким видом взяточничества — пустое занятие. Тут надо менять законодательство, устранять из него все те же двусмысленности, кормящие чиновника.
Однако наиболее циничны взятки, которые вымогают у больных наши медики. Объяснения медиков, с которыми удалось поговорить тет-а-тет, различны. От «голодный хирург не сможет качественно сделать операцию» до «квалифицированный труд нуждается в соответствующем вознаграждении». И если с первым еще можно согласиться, то вот со вторым... Квалификация — или она есть, или ее нет, и от денег это не зависит.
Самое главное, что с этим можно было бы покончить довольно просто — достаточно для примера посадить куда следует некоторых взяточников в белых халатах за непредоставление своевременной помощи больным. Кстати, процент летальных исходов, наступивших вследствие несвоевременного либо некачественного предоставления помощи больному, находившемуся уже в больнице, по той причине, что кому-то не заплатили, достаточно значителен. Но заниматься расследованием таких случаев правоохранители не хотят, часто потому, что экспертами в этих делах являются сами медики и срабатывает корпоративная солидарность. Поэтому я глубоко сомневаюсь, что взятки исчезают, когда лечение станет платным. Главная причина не в материальном положении, а в привычках.
Таким образом, на первом этапе борьбы со взяточничеством наобходимо устранить двусмысленность в законодательстве и сурово его придерживаться, наказывая взяточников без учета личности. Но надеяться на это в обществе с низким уровнем морали, по меньшей мере, наивно. Рыба гниет с головы, и дабы остановить этот процесс, нужно либо удалить центры гниения, либо (извините за кровожадность) голову отрезать. А еще есть терапевтические методы лечения, но для этого, опять же, нужны желание «больного» и опытный врач.