Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Учиться или бить баклуши?

9 сентября, 2004 - 18:34
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Первого сентября, как и в другие годы, наши школьники в очередной раз сели за парты, чтобы «грызть гранит науки», отдохнув накануне «всего ничего» — три месяца и несколько дней (при этом отмечу: немецкий школьник отдыхает летом вдвое меньше). Следовательно, подсчитываете вы, учебный год длится меньше девяти месяцев. И ошибаетесь. Потому что так это выглядит только на бумаге. Ведь за осенние, зимние и весенние каникулы набегает еще больше месяца. Поэтому, как это ни грустно для наших учеников, учиться им выпадает не более семи с половиной месяцев в год!

Когда же спрашиваешь у этих «жертв» нашей образовательной системы: «А чем занимаетесь во время каникул?» — то, за единичными исключениями, почти все они чистосердечно сознаются: «Балдеем!» Ну, «побалдеть» среди учебного года одну-две недели, возможно, и не грех, а вот больше трех месяцев подряд... Все это происходит на фоне перехода украинской средней школы от десятилетнего срока обучения к двенадцатилетнему. По-видимому, наши руководители системы образования, идя навстречу пожеланиям учеников, решили дать им возможность отдыхать как можно дольше.

И тут зарождается крамольная мысль: а если взять грех на душу и летом время бездеятельности сократить хотя бы на месяц? То есть чтобы учебный год заканчивался не в последние дни мая (еще весна на улице), а в последние дни июня. Никаких дополнительных затрат подобная «операция» не требует: учителям еще месяц после того как ученики уходят на каникулы, отпуска не предоставляют, но, получая зарплату, они на протяжении этого месяца иногда только делают вид, что приносят пользу обществу; остается работать и технический персонал — уборщицы, дворники, охранники; дополнительно потреблять электроэнергию также потребности нет и т.п. Выгоду же, на мой взгляд, можем иметь немалую. Чтобы в этом убедиться, давайте для начала тот месяц, на который удлинили учебный год, умножим на десять (почему именно на эту цифру, а не на другую, выяснится дальше). Получаем полноценных десять месяцев занятий (помните, как было отмечено выше, что нынче учебный год продолжается фактически семь с половиной месяцев). Следовательно, срок обучения в средней школе можно будет со спокойной совестью сократить на год.

Но есть ли, как говорили в недавние исторические времена, еще резервы? Думаю, есть. Но и тут предварительно нужно будет ответить на один очень важный вопрос: способен ли малыш еще до поступления в первый класс овладеть всей той суммой знаний и умений, которой он овладевает в первом классе сейчас? И воспитатели детских дошкольных заведений, и педагоги, и детские психологи утверждают: способен. Если, конечно, обязать родителей приводить своих малышей, когда им исполняется четыре года, в дошкольные детские заведения. Если и не ежедневно, то обязательно в те дни и часы, когда с малышами там проводят занятия. Пусть сначала малыш посещает хотя бы минимальное количество уроков в неделю. А со временем и количество уроков, и количество посещений постепенно будут увеличиваться. Содержание и методы обучения должны быть подчинены не только тому, чтобы малыши ко времени поступления в школу усваивали всю ту сумму знаний и умений, которую усваивают сейчас в первом классе, а и тому, чтобы втягивать детей в учебный процесс постепенно, сделать его для детей менее болезненным, но самое главное — начинать обучение (т.е. процесс интеллектуального развития) ребенка в образовательных заведениях как можно раньше, именно тогда, когда ребенок на это способен, и благодаря этому с раннего возраста прививать стремление к знаниям и саморазвитию (в том числе — к чтению серьезной литературы), любовь к родному языку, сформировать сознательность гражданина Украинского государства. Настаиваю: сформировать эти черты следует в раннем возрасте, еще до поступления ребенка в школу.

И последнее. На те же два года, на которые следует сократить срок обучения в средней школе, следует удлинить его в школе высшей. Это — 2100 академических часов (1050 пар) теоретических и практических занятий, которые крайне необходимо использовать для изучения дисциплин гуманитарного профиля. Потому что на том этапе исторического развития, на котором находится сейчас наша страна, нам вполне хватает технарей и ой как недостает настоящих интеллигентов — людей, глубоко укорененных в отечественные и мировые интеллектуальные достижения, со свободным владением украинским и хотя бы одним из иностранных языков.

Только при постепенном увеличении количества интеллигентов все ощутимее будет становиться их влияние на состояние дел в государстве, на его развитие. Впоследствии оно станет решающим, что даст нашей стране возможность занять достойное место среди наиболее развитых государств мира.

Юрий СТАДНИЧЕНКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ