Признаюсь: я насладился фактом начала работы в Украине Института репутации. Как Алексей Савицкий нам сообщил, занимается этим Reputation Capital Ukraine — эксклюзивный партнер международной организации, которая считается мировым лидером репутационного аудита и консалтинга в сфере управления корпоративной репутацией и репутацией стран. Похоже, иностранцы и здесь взялись вытянуть нас из трясины репутационной провинциальности. По-видимому, в Repuiation Capital не знают, насколько плодотворными стали отдельные попытки презентации Украины в мире. Приобретенный нами в этом деле опыт достоин войти в энциклопедии, он мог бы помочь другим государствам.
Собственно, речь идет о весьма показательной инициативе Секретариата Президента Украины и Министерства иностранных дел Украины, которую они реализовали осенью 1995 года. К 50-летию Организации Объединенных Наций им удалось организовать спецвыпуск на английском языке популярного во всем мире журнала US World Journal, который был полностью посвящен Украине, ее прошлому и сегодняшнему дню. Его появление было уместным, своевременным и, судя по структуре издание, — солидным. Отмеченный журнал получили тогда все члены официальных делегаций на уровне глав государств, которые участвовали в заседании Генеральной Ассамблеи ООН по случаю полувекового юбилея этой самой влиятельной международной организации. Тот журнал US World Journal, он есть в собственном архиве автора, специалистами по репутационному менеджменту оценивается как явление, неслыханное в международных отношениях такого высокого уровня организации. Ведь впервые был осуществлен такой масштабный выход на репутационно значимые для Украины элитарные аудитории. Думаю, не нужно напрягаться, чтобы понять: эта уникальная акция помогла значительно расширить за границей представления о молодом независимом украинском государстве.
Не вспомню подобных примеров из практики зарубежных стран, которые бы таким образом были сделаны. Хотите верьте, хотите нет, но в различных сферах нашей жизнедеятельности нам есть чем гордиться. Есть чем и похвалиться, что показать. Один только 35-кратный(!) рекордсмен мира Сергей Бубка чего стоит! Это же он, наш земляк, 15 лет назад установил до сих пор недосягаемый мировой рекорд в скачках с шестом — 6 м 15 см. И таких интересных фактов из жизни украинства можно немало привести.
Знаете, меня все время не оставляет мысль: Украина на самом деле лучше, чем ее репутация. Без этого невозможно было бы любить нашу родную Украину. Бесспорной для меня остается такая истина: человек без уважения к родной земле — ничтожен. Утешает то, что среди украинцев из года в год больше людей, которые Родину любят по-настоящему. Любят не за то, что она великая, а за то, что она своя. Позволю себе процитировать украинского поэта Ивана Светличного, слова которого очень соответствуют моему мироощущению:
«Вітчизна — це не хтось і десь,
Я — теж Вітчизна.»
Так вот, уже из приведенного примера презентации Украины в ООН видно: мы имеем множество возможностей, чтобы самим заявить о себе. И в этом я вижу существенное преимущество. Потому что только мы сами можем представить миру образ Украины более объективно... или более субъективно, исходя из своих национальных интересов. Вот почему формирование положительной репутации можно рассматривать как стратегический инструмент планирования отношений с другими людьми, который помогает устанавливать и развивать контакты взаимопонимания. Так было и так будет всегда.
У каждого внешнего формулировщика репутации Украины, бесспорно, есть какой-то свой эгоистический интерес к ней. Это читатель, думаю, хорошо понимает. Что же касается наших государственных властных структур, то они, занимаясь управлением репутацией Украины, должны помнить народную пословицу: «Всем не угодишь». На наш взгляд, не стоит особенно прилагать усилия для формирования положительного отношения к нам не совсем состоятельных в профессиональном и экономическом плане жителей других стран. Лучше нужно создавать привлекательную репутацию Украины, в первую очередь, в глазах тех, кто может выступить интересным для нас экономическим партнером. И здесь для Украины особенно актуален опыт стран Юго-Восточной Азии, которые использовали западные подходы к организации экономики, но при этом ни на йоту не отступили в деле сохранения своей цивилизационной культуры. Почему решил это подчеркнуть? А потому, что суровая реальность такова: духовные достижения украинцев, не подкрепленные эффективностью национальной экономики, сами по себе немного стоят.
Думаю, что не нужно донимать себя истерией по поводу какого-то «вражеского заговора» по захвату Украины. Любую страну мира все другие стремятся использовать — это вполне «нормальные» угрозы для любой территории, на которой размещены дефицитные для кого-то ресурсы. Однако лет так через пятьдесят, по оценкам экспертов, ситуация станет значительно более острой. Вот почему уже сегодня мы должны непременно повышать свой иммунитет против вызовов внешней среды. Украина, если перефразировать Карла фон Клаузевица, «не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать... Такая страна может быть побеждена только собственной слабостью и действием внутреннего раздора». Запомним это!
И, наконец, последнее. Системоутверждающей для репутации Украины, бесспорно, является репутация ее управленческой элиты. Если мы хотим исправить репутацию нашей страны в мире, то нужно серьезно задуматься над тем, какую тень на ее имидж бросают представители деградационной ветви нашей национальной элиты. Именно элиты, и в основном политиков, народных депутатов.