Каждый раз, когда известный политик говорит, что он не за «бело- синих» и не за «оранжевых», а «за людей», я вспоминаю шутку из культового фильма «Ирония судьбы». Пьяненький герой Мягкова спрашивает у соседа по залу ожидания в аэропорту: «Вы кто?» «Человек» — удивленно отвечает тот. Пьяного этот ответ вполне удовлетворил.
Смешно. Потому что нет людей в целом. Разве только как противоположность животному состоянию. К нему, и к животным инстинктам, бессознательно (а может, сознательно?) подталкивают те, кто называет избирателей и граждан «людьми». «Эй, человек!» — разве это не оскорбительно? Так же, как и вполне естественно и, к сожалению, привычно нам обращение «Мужчина!», «Женщина!» вместо культурных «пани», «господин», «товарищ», в конце концов.
И нет никаких общечеловеческих ценностей. Так иногда (от незнания истории, по- видимому) называют культурные ценности аврамичных религий (иудаизм, христианство, ислам).
И последнее. Что касается причин Хмельниччины. Не потому вспыхнула Великая украинская революция, что человек по имени Чаплинский оскорбил человека по фамилии Хмельницкий. Поляк и католик (!) оскорбил православного украинского шляхтича (!). Именно поэтому личный гнев последнего сумел зажечь пламя общенационального восстания православного украинского народа.
В диалектике абстрактного и конкретного первое является лишь преходящим моментом, а человек, который везде видит только людей, (а не украинцев, граждан, и тому подобное), демонстрирует неразвитость ума (см. Гегель, «Кто мыслит абстрактно?»). Нравится нам это или нет.