Отвечая на вопрос «Дня» (см. № 144) относительно того, насколько допустимым в учебниках истории является «эмоционально- поэтический» компонент и как часто можно «переписывать» собственную историю, хочу сказать следующее. Главное — история должна быть правдивой, а ее изучение в школе, в первую очередь, — интересным. Достичь этого без эмоционального окрашивания стиля учебника, наверное, невозможно. В то же время, эмоциональное фокусирование исторических событий должно быть объективным, то есть должно отображать действительность, а не искривлять ее. Развивать воображение, фантазию учеников, направлять на путь получения научных знаний — таково, мне кажется, назначение эмоциональной составляющей школьного учебника. Открывая для себя новые исторические знания из такого учебника, ученик будет чувствовать себя исследователем.
Видение Майдана как «солнечного оранжевого чуда», на мой взгляд, отображает действительность, такое видение присуще не только автору учебника, но и многим людям, видевшим это чудо. Таково мое восприятие и осмысление Майдана как исторического явления. Рядом с чудом Майдана органически возникает параллель с историческим романом Павла Загребельного «Диво». Чудо — это создание Храма — Софии Киевской. Да, наиболее значительные события и явления в жизни украинского народа сравниваются с чудом.
Виктор Мисан изложил историческое событие в форме, интересной пятиклассникам. В какой-то степени он обобщил то, что писали в газетах. Так, «День» сравнивал Майдан с «Городом Солнца», много рассказывал о позитивной энергетике ауры доброжелательности Майдана.
У истоков Независимости Украинского Государства в 1991 году стояла Великая Реставрация украинской истории, благодаря которой стали широко известны произведения Грушевского, Дорошенко, Полонской-Василенко и других историков; создавались учебники отреставрированной истории Украины. Термин «переписывание истории» больше подходит тем, кто искажал историю Украины, закрывал «белыми пятнами», вообще утверждал, что истории украинского народа не существует. «Переписывание истории» — это попытка узаконить в Украине общие с Россией учебники, к счастью, не осуществившаяся. А вот книги из серии «Библиотека газеты «День», зарекомендовавшие себя как учебники по истории («Украина Incognita», «Две Руси», «Війни і мир»), — это яркий пример реставрации украинской истории. После реставрационных работ, проведенных такими мастерами, как авторы этих книг, для учеников открылись знания, которые были закрыты наслоением «белых пятен», «переписываний» и замалчиваний.