Можно уверенно сказать, что суть американской внешней политики в отношении Украины не изменится. Это будет, как и прежде, расчетливый курс, основанный исключительно на государственных интересах США и направленный на установление и дальнейшее укрепление американского мирового господства. Заметным изменением будет разве что сокращение финансовой «помощи» странам бывшего СССР, что представляется скорее благом для нас.
Есть надежда, что приход к власти представителя республиканцев с присущими им особенностям во взглядах на внешнюю политику будет отрезвляющим для украинско-американских отношений. Жесткость позиции США откроет нам глаза и заставит нас, наконец, стать принципиальнее. Как сказал на днях наш Президент, украинцам настала пора «разгибать спину».
Хотелось бы сказать о том, что необходимо помнить Украине, развивая дальнейшие политические отношения с Соединенными Штатами Америки.
Что касается украинско-американских отношений, то следует честно признать, что Украина интересует Америку лишь в российском контексте. Действия и решения США последних лет, так или иначе касающиеся Украины, показывают, что Украина не является приоритетом их инвестиционной политики, а часто и вообще лишена декларированного внимания. Более того, отрасли украинской промышленности, способные выпускать продукцию на уровне мировых стандартов, рассматриваются на Западе как конкурентные относительно его национальных производств. В экономическом плане потенциально Украина является менее привлекательным партнером, чем Россия.
Ярким примером отношения к серьезным политическим шагам Киева на международной арене является то, как США негативно восприняли украинскую мирную инициативу во время югославского конфликта. Билл Клинтон заявил, что Украина сама имеет нерешенные этнические проблемы. Вот так: когда доходит до принципиальных вещей, стратегический партнер может и по рукам дать.
Познавательным в этой связи является мнение заместителя директора Института Гаримана Колумбийского университета (США) Александра Мотыля: «США не слишком заинтересованы в поиске стратегических партнеров. [...] Стратегических партнеров у США нет, есть стратегические колонии или стратегические вассалы. [...] Для США главным партнером является Россия, а не Украина. [...] Американцы лишь тогда идут на определенное сближение с Украиной, когда отношения США с Россией ухудшаются, и наоборот. [...] Если бы с Украиной вообще не было бы никаких торговых отношений, [...] США этого бы даже не заметили». («Зеркало недели» от 23.05.1998).
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие задачи украинской внешней политики по отношению к США:
1. В идеологическом и психологическом плане на правительственном уровне необходимо изменение нашей дипломатической позиции по отношению к США с доверчиво-соглашательской на расчетливо-принципиальную. Т.е. нужно попросту отвечать стратегическому партнеру взаимностью. А простодушие во внешней политике оборачивается сдачей позиций.
2. В политическом плане необходимо выработать стратегию отношений с США, которая бы базировалась на долгосрочных государственных интересах и общественных ценностях Украины, нейтрализовала бы возможные вызовы и угрозы нашим интересам со стороны США и делала нас независимыми от любых изменений в американской госадминистрации. Украинской дипломатии следует активно, без зазрения совести использовать в наших интересах все противоречия и сложности в отношениях США с остальным миром.
3. Украина должна рассматривать Соединенные Штаты как средство своей внешней политики, а не как цель. Целями Украины являются ее стратегические интересы в мире, для достижения которых нужны такие партнеры, как США и Россия.
4. Учитывая многофакторность современного мира, Украине следует придерживаться концепции «рационального ограничения» стратегических связей со сверхдержавами, препятствовать чрезмерному влиянию и возможной зависимости от одного или группы государств.
5. Представляется продуктивным принятие Украиной концепции многополярного мира. Таким образом, Украина сможет заявить о неприятии исключительной роли какого-либо государства (здесь — США) в качестве многопольного распорядителя в сфере международной безопасности, о намерении оставаться одним из полюсов регионального притяжения и соответственно строить свою внешнюю политику на многовекторной основе. При этом следует иметь в виду, что Россия рассматривает многополярность мира как переходной этап к своему восстановлению в качестве главного противовеса глобальным устремлениям США. Этот противовес в будущем должен активно использоваться Украиной.
6. Необходимо помнить, что Украина при определенном уровне самоорганизации способна влиять на американскую политику как средствами официальной дипломатии, так и через гражданские демократические институты американского общества, что систематически и зачастую с успехом демонстрируют поляки, прибалты, израильтяне, пакистанцы, тайваньцы и многие другие. Кроме того, государству следует шире использовать возможности и связи отдельных лиц, имеющих влиятельную репутацию.
7. Необходима выработка комплекса мер по формированию желательного образа Украины среди американских политических, экономических, деловых кругов, представителей общественности, а также исправления нежелательных имиджевых ситуаций, связанных с нашей страной.
Нам также очень важно знать и учитывать «состояние здоровья» нашего стратегического партнера. Как он там? Какие процессы начинают зреть? А что с ним будет завтра? Ведь большинство наших политиков, ученых, журналистов в своих суждениях о Соединенных Штатах Америки исходят из исключительного благополучия в политико-экономической и социально-культурной сферах жизни этой страны. А между тем, как считает, например, исследователь В. Ларцев, ряд внутренних и внешних факторов развития США свидетельствует о начале конца мирового американского лидерства.
В широкодоступных украинских изданиях почти не встречаются публикации о проблемах в американской политико-экономической и общественной сферах. Из немногих можно вспомнить статьи Н. Рябчука «Просуществуют ли США до 2038 года?» («День» от 17.07.1997), где автор говорит о нерешенной расовой проблеме в США и вызванном сегрегацией расколе общества. А также статью И. Каганца «Принцип домино» («Зеркало недели» от 18.07.1998), где автор пишет о потенциальных экономических проблемах США, вызываемых высоким уровнем финансовых спекуляций. Все это также следует учитывать при планировании украинской внешнеполитической стратегии.
Знание и сильные идеи — самый легкодоступный ресурс для современной Украины и ее дипломатии. Не нужно далеко ходить — нужна всего лишь творческая работа ума. С американским партнером, достойным и сильным, нужно вести себя достойно, делая сильные шаги. При надобности мы можем переигрывать американцев интеллектуально, как не раз это делали и будем стараться делать впредь. Такая линия поведения позволит нам спокойно ожидать любых итогов американских выборов.