«День» уже писал об идее и перспективах преобразования завода «Арсенал» в художественный музей, своего рода «Украинский Эрмитаж» (см., например, статью Григория Полюшко в № 47 «Дня»). Напомним, что эта идея, принадлежащая Президенту Украины, уже находится на стадии практической реализации: Киевский городской совет выделил недалеко от Киево-Печерской лавры около 10 га земли для создания комплекса «Художественный арсенал». Кроме того, предполагается, что из государственного бюджета Киеву будет выделена субвенция на создание комплекса «Художественный арсенал», а также проведение археологических исследований на земельном участке с остатками фундамента Десятинной церкви в сумме 69,6 млн. грн.
Тем не менее, наш читатель Юрий Стадниченко все же сомневается в актуальности создания подобного музея. Как и в целесообразности возрождения Десятинной церкви (об этой идее «День» уже тоже писал, см. № 28). Впрочем, в отличие от ситуации с созданием «Художественного арсенала», в данном случае речь идет только об археологических исследованиях — по крайней мере, на сегодняшний день...
В принципе, т.е. если абстрагироваться от реалий сегодняшнего дня, мысль о возможности создания в Украине музейного комплекса вроде русского «Эрмитажа», французского «Лувра», Британского музея и т.п. тешит воображение и согревает душу. Но...
В средствах массовой информации уже сообщалось, что ежегодно в Украине погибает в среднем пятьдесят памятников культуры. Ежегодно — пятьдесят!
Я понимаю, первоочередным заданием власти каждой страны является определение стратегических курсов развития различных отраслей, разработка планов мер относительно достижения определенных в тех курсах целей и настойчивая работа в соответствии с ними. Если это так, то скажите, пожалуйста, какой цели относительно памятников культуры и творческих заведений на данном этапе жизни нашей страны мы должны достичь: сохранения тех, что имеем, или создания новых? Вопрос, кажется, риторический. Следует сказать, что сам процесс сохранения памятников при сложившихся условиях следует разделить на два этапа. В первую очередь, необходимо остановить процесс их разрушения: починить крыши, чтобы они не протекали, элементарно заделать дырки в стенах, застеклить окна, вплотную подогнать двери, создать внутри памятников оптимальный температурный режим, влажность и тому подобное. И только после этого, убедившись, что ни одному из них не угрожает гибель, переходить ко второму этапу — поочередной реставрации всех их.
Вместо этого наша власть действует наоборот: уже спустя несколько лет, израсходовав на это несколько десятков миллионов гривен, нам обещают открыть «Художественный арсенал» (это при том, что, как сообщалось недавно в «Дне», Харьковский национальный университет им. М. Каразина не имеет средств на изготовление нескольких боксов для хранения архива выдающегося астронома О. Струве). Не будете ли вы, уважаемый читатель, ходить по залам того музея, как по кругам дантового ада, зная, что за время создания музея погибли несколько раз по пятьдесят памятников культуры, которые оставили нам наши предки и которые являются неотъемлемой частью нашей истории, нашего сознания, нашей души?
Но создания «Художественного арсенала» для власти маловато: снова кто-то, в очередной раз подставляя Президента, подбрасывает ему мысль о «возрождении» Десятинной церкви, а правительство издает по этому случаю соответствующее постановление. Слово «возрождение» беру в кавычки, потому что ни сам не понимаю, ни кто-либо не в состоянии мне объяснить, как можно возродить храм, который в последний раз видели те, кто жил в 1240 году, когда он был разрушен татаро-монголами, и не осталось не то что его чертежей, но и ни одного рисунка? Ведь реконструкция этого сооружения, выполненная даже выдающимися искусствоведами (например, Дмитрием Логвиным и Юрием Асеевым), демонстрирует, каким мог быть храм, а не каким был в действительности. Мы что, хотим стать посмешищем для всего цивилизованного мира? Нам псевдо-Лядских ворот мало? Однако какое это имеет значение для тех, кто больше всего хочет «пооперировать» опять же десятками миллионов гривен...
Предлагаю правительству обратиться в Верховную Раду с предложением, чтобы те средства, которые сейчас предлагается выделить на создание «Художественного арсенала» и «возрождение» Десятинной церкви (если не ошибаюсь, это 70 млн. гривен), были направлены на спасение памятников истории и культуры, которым угрожает разрушение; идею «возрождения» Десятинной церкви похороните навсегда; создание «Художественного арсенала» отложите до лучших времен; дайте, наконец, оценку тому, что вытворяет киевская власть со столицей, и сделайте соответствующие заключения. Потому что памятники архитектуры в столице погибают не только и не столько под действием дождя, ветра, жары или холода, сколько от рук человеческих. Именно так действует городская власть Киева, ежедневно, ежечасно, ежеминутно искажая историческое лицо столицы. Знаете ли вы какую-либо другую страну в мире, власти которой устраивают подобное безобразие в своей столице, возраст которой равен по меньшей мере полутора тысячам лет?
Хочу предложить, каким образом в течение длительного времени можно получать для реставрации памятников истории и культуры немалые средства из двух очень надежных источников. Как известно, недавно Министерству культуры и туризма передан построенный в 1784 — 1798 гг. по проекту французского военного инженера И. Меллера арсенал Старой Печерской крепости, в котором и планируется создать музей. Арсенал — это огромное прямоугольное с внутренним двором сооружение, длина которого по периметру достигает 800 метров. Поскольку оно двухэтажное, то длина экспозиционных залов может составить 1600 м (для сравнения — длина футбольного поля по периметру составляет в среднем 360 м). Пусть Министерство культуры и туризма пока что сдает это сооружение на конкурсных основах в аренду. Сдает до тех пор, пока мы твердо не станем на ноги и будем позволять себе роскошествовать, реализовывая такие проекты, как создание «Художественного арсенала».