Когда речь заходит о кровавых событиях российско-украинской войны под Докучаевском на Донбассе, название этого населенного пункта невольно напоминает, что, кроме «разбойников-воров», у соседнего народа попадались и совсем другие, светлые личности, отношение которых к нашей земле и ее людям было уважительным и в корне отличалось от нынешнего, разрушительного и откровенно враждебного.
Изучая «настоящую черноземную полосу», всемирно известный естествоиспытатель, основатель генетического почвоведения Василий Докучаев (1846—1903), конечно, не обошел вниманием и украинские почвы: от Донетчины до Буковины. Дал им научную классификацию. Сделал вывод о том, что «чернозем — идеальная почва», которая может и должна стать «царем почв», потому что «дороже любой нефти, всевозможного каменного угля, дороже золотых и железных руд».
О пребывании ученого из Санкт-Петербурга в Украине (начиная с 1877 года) свидетельствуют протоптанные им тропинки. Так, в 1881 году экспедиция Вольного экономического общества, во главе которой стоял Василий Васильевич, имела такие маршруты: «Фастов-Смела-Знаменка-Николаев» и «Кременчук-Протопоповка-Знаменка-Елисаветград-Ольвиополь-Томашовка... («Версты две-три дорога заметно поднималась от правого берега реки Синюхи, притока Буга; потом подступила едва волнообразная безлесная степь, которая и протянулась через Голованевск (Балтского уезда) до Томашовки...». Целью ее служило исследование чернозема на водоразделе Днепра и Южного Буга. Взяты образцы почв поблизости Крюкова (правобережье Кременчуга), Протопоповки (Александрийский район), Знаменки («среди лесной поляны»), Елисаветграда (нынешнего Кировограда, который «расположен среди очень волнистой местности, по берегам Ингула») и Головановска. Подробно обо всем этом идет речь в монографии В. Докучаева «Русский чернозем» (1883). Труд, который стал основой его докторской диссертации, рассказывает, в частности, и об особом качестве черноземов упомянутого Елисаветградского и соседних уездов. «О почвах между Треповкой и Елизаветградом в моем путевом журнале значится: — пишет исследователь, — «здешний чернозем — в сыром виде, как уголь».
На Кировоградщине и сейчас не забывают о Докучаеве. В одном из ее южных районов — Устиновском — с тех пор даже осталось село Докучаево, где, по преданию старожилов, благодаря природолюбу появились и пруды, и лесонасаждения. А в Маловисковском районе — вблизи села Оникиево — четыре «докучаевские лесополосы», которым уже более ста лет. Именно о них известный поэт Олекса Ющенко писал: «Те знамените зелен-маєво: міцні гордливі дерева, зелений розчерк Докучаєва не зломить сила вітрова. Оникіївські лісосмуги, квадрати поля поміж них....». Рукотворное чудо прилегает к автодороге Кировоград-Умань. Уникальные памятники степного лесоразведения в 1968 году были объявлены ботаническим памятником природы местного значения.
В 1888—1894 годах Докучаев (по приглашению Полтавского губернского земства) возглавил новую экспедицию, в состав которой входил также будущий основатель и первый Президент Академии наук Украины Владимир Вернадский. Они составили грунтовые карты губернии, а в самой Полтаве учредили естественно-исторический музей. (При случае добавим, что часть тогдашней Полтавской губернии теперь входит в состав Кировоградщины).
В 1889 году Докучаев подготовил коллекцию почв для Всемирной выставки в Париже. Кроме их образцов, она включала соответствующие карты, изображения разрезов, таблицы, диаграммы и т. п. (В. Докучаев. «Краткий научный обзор почвенной коллекции, выставленной в Париже»). Конечно, посетители смотрели на все это, как на богатства и достижения науки Российской империи. Термин «Украина» не употреблялся. Впрочем, стоит добавить, что в столице Франции «как представитель В. Докучаева» данной экспозицией занимался и демонстрировал коллекцию украинец, будущий создатель учения о биосфере Владимир Вернадский. Коллекция получила золотую медаль, а Василий Докучаев, как организатор, был награжден орденом «За заслуги по земледелию». И только после этого триумфа Докучаев съездил в Париж, Берлин, Вену.
Длительное время бытовала легенда, что с тех пор (или, как сообщают другие многочисленные «докучаевоведы», со времен второй всемирной выставки 1900 года, или и всех трех, включая выставку в Чикаго 1893 года (там продавался английский перевод книги «Наши степи прежде и теперь»), в Международном институте метрологии имени Паскаля в Париже рядом с эталонами метра, килограмма и других мер помещен «черноземный бриллиант»: «эталонный кубометр чернозема из коллекции Докучаева», как «царь почв». Интересно, что во время горбачевской «гласности» журналисту «Правды» удалось выяснить, что легендарный монолит действительно хранился в Сорбонском университете вплоть до «студенческой революции» 1968 года. К сожалению, в ходе столкновений с полицией был развален. Поэтому на чердаке Национального агрономического института французские почвоведы сохранили лишь его обломки.
* * *
Впрочем, есть еще одна составляющая украинского среза «русского чернозема». Во-первых, описывая степи, леса, реки, почвы, растительный и животный мир Украины, Докучаев ссылается не только на собственные наблюдения и труды иностранных исследователей-предшественников, пересыпая труды крылатыми латинскими высказываниями и сентенциями арабских мудрецов. Его внимание привлекали также мысли и опыт местных хлеборобов. Украинские народные названия топонимов помогают ученому-почвоведу доказывать собственные научные умозаключения. Кроме того, он не сторонился и достижений украинских ученых.
Так, утверждая, что легендарная геродотова Гилея — естественные леса в долинах наших рек — когда-то простиралась вплоть до Азовского и Черного морей, Василий Докучаев в помощь берет авторитет Дмитрия Яворницкого — «г. Эварницкого» — и его труд «История запорожских казаков»!
Пользуясь случаем отметим, что Докучаев неоднократно ссылается не только на «козацького батька», но и украинского историка и археолога Владимира Антоновича. Например, изучая днепровские пороги, которые «образовались задолго до Запорожской Сечи и походов Олега на Царьград». До проблем степных засух докапывается, погружаясь во время Аскольда и Дира, Олега и Константина Багрянородного, обращаясь к изучению давних киевских летописей.
* * *
Поэтому, чтобы украинский срез «Русского чернозема» был более полноценным, к изучению трудов основоположника научного генетического почвоведения и зональной агрономии Василия Докучаева не мешало бы чаще приобщаться и нашим ...историкам, филологам, этнографам. Ко всему добавим, что Василий Докучаев (наряду с упомянутым Дмитрием Яворницким) считается еще и одним из основателей музейного дела Украины!