Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинской интеллигенции не хватает конструктивизма

1 сентября, 2001 - 00:00

Напечатав статью киевлянина Юрия Стадниченко «Где вы, украинские интеллигенты?» (20.07.2001), «День» пригласил высказаться по поводу роли современной интеллигенции в возрождении украинской культуры.

Считаю, что поскольку возрождение можно оценить на «троечку», то и интеллигенция наша заслуживает такой же оценки. Причиной неудач последнего десятилетия является, скорее всего, наш иррационализм. Мы традиционно делаем ставку на людей эмоций, страстного слова и песни и пренебрегаем людьми анализа, решения и действия. Недаром же на Западе за украинцами закрепилась репутация людей, которые совсем не умеют вести себя в мире цифр. Поэтому высокой оценки заслуживает патриотизм Юрия Стадниченко, его неравнодушие и последовательность. Но все же он не до конца учитывает реалии наших дней.

Под силу ли современной украинской интеллигенции выполнить то, что предлагает уважаемый киевлянин? Особенно, если к ней относить только украиноязычную, «национал-патриотическую» часть?

По самым оптимистическим прогнозам, украиноязычных граждан в нашем государстве немногим более 50%. Это учитывая бабушек и дедушек Черниговщины, Сумщины, Днепропетровщины, которые менее всего проникаются состоянием украинской культуры и языка (иначе бы воспитывали детей в духе уважения к ней). Если говорить именно об интеллигенции, к тому же, по выражению Юрия Стадниченко, «настоящей» (т.е. национально неравнодушной), то соотношение будет куда более пессимистичным.

Львовяне хорошо знают, насколько большим является процент русских в тех сферах, которые определяют лицо города, а именно: в науке, бизнесе, спорте. Среди известных интеллектуалов также много русских и русскоязычных.

А что же тогда говорить о Востоке? Хорошо, если соотношение будет составлять 1:10 (а в Донбассе и в Крыму ко второй цифре можно спокойно дописывать еще один ноль). Эти данные приблизительны: они вытекают из тиражей украиноязычных и русскоязычных газет. Хотя «Просвіта» уже давно могла бы провести своеобразную «инвентаризацию», чтобы знать точно, сколько же «штыков» для языкового фронта может выставить Криворожье, Слобожанщина, Причерноморье... Сколько среди них будет «рядовых» и сколько «генералов»?

Наша общественность держит в памяти «революционеров-романтиков» типа Вячеслав Чорновила или Степана Хмары. А если бы мы прислушивались к мнению «апостолов конструктивизма» Петра Яцика или Осипа Мороза, то и предложения Юрия Стадниченко не выглядели бы сегодня настолько наивными.

Ибо как, скажите, опираясь на имеющиеся в наличии интеллектуальные ресурсы, организовать в масштабах государства изучение курса «Мова і нація»?

Где найти людей такого уровня, чтобы их лекции было интересно слушать русскоязычному интеллигенту в Харькове, Донецке или Севастополе?

А кто готов стать украинским Эльдаром Рязановым, и кто за короткое время создаст интересные фильмы, которые могли бы конкурировать с российскими?

А еще же нужно учитывать существующую поляризацию по языковому признаку в нашем обществе. И если украиноязычные интеллигенты нередко высказываются в том духе, что все русское в Украине является чем-то нежелательным и временным, то понятным будет и сопротивление украинизации, причем на всех уровнях. В противовес предложенным Юрием Стадниченко украинским передачам будут создаваться русскоязычные, только более качественные. И все будут смотреть именно их.

На все сто процентов соглашаюсь с тезисом Юрия Стадниченко, что Украина завоевала бы высокий авторитет в образовании, если бы не только толерантно относилась к национальным меньшинствам, но и создавала все условия для удовлетворения их национально-культурных потребностей.

Но, во-первых, с этой политикой стоило бы определиться еще десять лет назад: тогда мы внимательнее следили бы за тем, чтобы мировое общественное мнение формировалась не только «факельными» митингами, но и многими позитивными достижениями. Во-вторых, каким бы важным ни было украинско-молдавское взаимопонимание на Буковине или, скажем, украинско-гагаузское на Одесщине, все же определяющим фактором стабильности государства являются именно украинско-русские взаимоотношения в масштабах всей Украины.

Надежным путеводителем для нас могут быть идеи академика Вернадского. Помните его слова: «Дело роста украинской культуры является не только делом украинцев, но и русских»? Или вот эти: «Я так верю в будущее украинской культуры и украинского языка!.. С течением времени, в этих рамках, не враждебных русской культуре, украинский язык и украинская культура вырастут».

Этот подход является более конструктивным, чем длительное противостояние. Кстати, только при таком подходе (провозглашенном как официальный курс) станет возможным общение на украинском языке в общественных местах, причем не только в Виннице или Кировограде, но и в Луганске или Симферополе.

Последнее пока что из сферы фантастики. И дело не только в том, что Россия всеми средствами будет сдерживать этот процесс. Просто русскоязычное большинство не захочет добровольно становиться меньшинством, обреченнным на исчезновение. И будет тормозить процесс еще задолго до того, как можно будет говорить о настоящем, а не декларативном двуязычии. Именно здесь, в первую очередь, недоработала украинская элита.

Сколько бы ни говорили о национальном возрождении, сколько бы ни мечтали о нем, но гражданам нашего государства никак не удается обойти один важный вопрос, который я назвал бы «Большим консенсусом». К сожалению, пока что у каждой этнической группы свое представление о гармонии. И все же рациональнее, конструктивнее бороться за нее вместе, а не отдельно.

Сергей ЛАЩЕНКО, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ