Ирина НЕСВОВАЛЬ, куратор галереи современного искусства «Ермилов Центр»:
— За месяц на наших выставках и концертах побывало огромное количество посетителей и просто замечательных людей. Мы наконец сделали ремонт — убрали трубы из подвала, теперь там у нас будет новая микрогалерея. Новый сезон начали выставкой непревзойденного Алексея Борисова, на днях откроется экспозиция нашей мировой знаменитости — Боба Михайлова. Приезжала Ута Килтер — любимая актриса Киры Муратовой, перформер и единственный в Украине автор программы о современном искусстве. За два дня в октябре она провела у нас две лекции — о перфомансах и о биеннале, всех встряхнула! Надеемся продолжить сотрудничество. Ута хочет сделать программу о Харькове, о современных харьковских художниках, о «Ермилов Центре». Стартует аукцион Arsani, где представлены харьковские известнейшие харьковские художники Гонторов, Брозголь, Борисов, Светличный, Яшин. В целом, мы живем и развиваемся, перспективы у нас только радостные, 2014 год заполнен до конца. Главное — справиться со всеми проектами. Я уже не помню, когда я была дома и нормально спала...
Евгений МЕДРЕШ, директор гимназии «Очаг»:
— Школа — это как монастырь, где не происходит ничего экстренного. Обычный распорядок — заутрени, обедни. Однако за последнее время в разы выросло количество всяких проверок и комиссий. Нас все время проверяют. Требуют убрать книги какого-то издания, и это не идеологический нажим, а простой экономический рэкет. Государству кажется, что народ ему все время не доплачивает. Наше государство в полном смысле — антинародное. Это — оптовый торговец на рынке, который торгует ширпотребом, — примитивные мысли, примитивные идеи. Мы привыкли, что оно нам мешает, — но пусть хотя бы не душит. Чиновники считают нас неразумными и вороватыми беспризорниками, а это означает, что они сами вороватые беспризорники, и судят по себе. Но в «нашем монастыре» все хорошо и спокойно — мы профессионально делаем свое дело, у нас много интересного. Радуют простые повседневные события. Недавно в нашем подъезде жильцы своими силами сделали отличный ремонт — все встречаются и улыбаются друг другу, хорошее дело всех объединило.
Игорь МУРОМЦЕВ, профессор кафедры украинского языка Харьковского национального университета:
— Недавно я был неприятно поражен — каждый год покупаю для себя перекидной календарик на украинскиом языке, а в этом году впервые не нашел ни одного ни в киосках, ни в ларьках. Я начал расспрашивать, и мне показали место на рынке, где продавался украинский календарь. Один-единственный на десятки русскоязычных... Если говорить о тенденциях, то положительным для меня этой осенью является то, что нас хотят видеть в Европе. А по изменениям в Харькове, то для нашего города знаком «минус» является мэр Кернес, а «плюсом» — то , что здесь жил Шевелев. И хорошо, что есть община, люди, которые его почитают и изучают его достояние. А вот в музее университета нет даже упоминания о Шевелеве, хотя мы предлагали соответствующую литературу и материалы. Позорное событие — уничтожение доски ученому мирового уровня. Но радует, что 30 октября пройдет конференция в честь Шевелева. Будут читать научные доклады различного характера — о Шевелеве-ученом, Шевелеве-гражданине и поделятся воспоминаниями те, кто лично его знал. Я тоже готовлю рассказ о встрече с великим ученым.
Александр АННИЧЕВ, театральный критик:
— Особых перемен не происходит, что уже неплохо. Радуют спектакли Оксаны Дмитриевой, недавно возглавившей труппу театра кукол. Ее «Чевенгур» свалил меня с ног, вошел в тройку лучших спектаклей на Платоновском фестивале в Воронеже. «Ежик из тумана» — превосходная постановка! И при этом на протяжении четырех лет талантливый режиссер живет у подруги— художницы, не имея собственного угла. Дмитриеву настойчиво приглашают на работу в Россию и Крым, и будет плохо, если Харьков ее потеряет. Театральной жизни не останется! То, что сейчас творится в украинском и русском театрах, — за чертой критики. В «Музкомедии» уже два года играют один и тот же спектакль, директор театра — бывший спортсмен, который любит бани и мечтает сделать в помещении театра парную. В Харькове становится очень неуютно жить.
Филипп ДИКАНЬ, историк, журналист ИА «МедиаПорт»:
— Печально, что Харьков становится тусклым и безликим. Внешний облик и дух города зависит от мнения наших властных руководителей, а им не хватает базового образования, и при этом они ведут себя крайне авторитарно. Поэтому перед нами дикий желтый цвет здания ломбарда, которое традиционно было красно-кирпичным. А недавнее возмутительное событие? Всем известный Дворец бракосочетания на Сумской частями выкрасили в ядовитый ярко-голубой цвет в духе советских учреждений! Наши архитекторы то ли бездарны, то ли боятся высказать свое мнение мэру и губернатору. Только архитектор Владимир Новгородов недавно отметил, что «власти больше не советуются со специалистами». Зато радуют творческие события в городе. На постановках нашего театра «Мадригал» — полные залы. Недавно состоялась долгожданная премьера спектакля «Дыши», мы его готовили почти год.
Виктория ЧЕРЕВКО, председатель Харьковской областной организации партии Демальянс:
— Эта осень для Харькова стала «зрелищами без хлеба». Парки, аттракционы, аллеи, цветочные гирлянды... Визуальная привлекательность Харькова для власти означает непутевого всадника на черном фоне, размером с девятиэтажку. И подобных шедевров по городу появилось немало. А вот к ремонту дорог на Салтовке у чиновников руки так и не дошли.
И с «хлебом» в последнее время проблемы серьезные. Очередной раз подорожали железнодорожные билеты. Сегодня перелет из Харькова в Варшаву стоит всего на 110 грн дороже железнодорожного билета Харьков — Киев. Поднялись тарифы в общественном транспорте. Я до сих пор пытаюсь получить обоснование этих неоднократных повышений, количество отосланных запросов уже перевалило за десяток. Печально, что снова в использовании появились выражения «запрещенные книги» и «неугодные учебники». А вдохновляющей и радостной для меня на днях стала украинская лента «Параджанов» — такая же безумная и непредсказуемая, как погода в этом октябре.