Этим летом в усыпальнице церкви Иоанна Богослова, что в селе Крутенькое Голованевского района, проводили ремонтные работы и нашли останки двух священников. Как говорит пономарь Владимир, предполагают, что принадлежат они Ерофею Кобылянскому и Леонтию Горынхлискому, которые служили в этой церкви в разные времена. Последний умер насильственной смертью.
Впервые село Крутенькое упоминается в документах, датированных 1764 годом. Это письменное упоминание связано с сооружением церкви. В 9-м выпуске «Трудов Подольского епархиального историко-статистического комитета: Приходы и церкви Подольской епархии», который вышел в печати в 1891 году в городе Каменец-Подольский под редакцией Е.И. Сецинского, указано, что, согласно легенде, приход в Крутеньком возник из хутора, основанного казаком Гонтой. Тот же Иван Гонта, который был руководителем украинского гайдамацкого движения, один из руководителей Колиивщины. В этом же документе сказано, что церковь в селе построена в честь святого апостола Иоанна Богослова в 1764 году. Она была деревянной, трехкупольной. В 1848 году церковь расширили боковыми пристройками за средства владельца имения Франца Гурковского. «Ныне собираются средства для сооружения новой церкви; между прочим, местная землевладелица, жена князя М.П. Абомелика, отпустила 10 десятин земли, которые засеваются ее семенами ежегодно, и доход от земли идет в фонд на строительство церкви», — писал Ефимий Сецинский.
Прошло два десятилетия, пока жители Крутенького собрали деньги и построили церковь. Она перебрала название старой и была освящена для Божьей службы 9 октября 1908 года. Подобного сооружения не было в округе: пять куполов, колокольня. Длина — 35,1, ширина — 22,7, высота колокольни — 22,5 метра. Стены метровой толщины, окна из кованого железа, пол выложен французскими изразцами, дубовые хоры, старый резной из белого мрамора иконостас, часть которого сохранилась до наших дней, на колокольне 100-пудовый колокол...
При советской власти, в 30-х годах прошлого века, церковь закрыли. В 1941-м немецкая оккупационная власть разрешила возобновить ее деятельность. Но через двадцать лет ее опять закрыли и долгое время использовали под колхозное зернохранилище. Потом церковь стояла пустотой, начала разрушаться, ветер сорвал крышу, купола. В селе говорят, что когда закрыли церковь, то безбожные люди разворовали из нее все иконы и два месяца ими отапливали свои жилища.
Еще через 30 лет, 9 октября 1991-го, храм вернули верующим. В 1996 году священник Степан Пипак взялся за восстановление церкви. А в 2011-м уроженец Крутенького Борис Петренко, генеральный директор проектно-строительной компании из Киева, на свои средства завершил ремонтные работы.
Сегодня в церкви Иоанна Богослова в Крутеньком служат иеромонах Серафим и пономарь Владимир.
«Во времена президентства Ющенко из Киева приезжали два сотрудника его администрации, — рассказывает пономарь Владимир. — Представились научными работниками. Интересовались двумя иконами, которые вроде бы были написаны во времена Византии. Говорили, есть документальное подтверждение, что такие иконы были в нашей церкви. Но их, как и остальные, крестьяне разворовали при советской власти».
«С месяц назад, когда наводили порядок в усыпальнице под церковью, то в кирпичном склепе обнаружили останки старого священника, — говорит пономарь. — Принадлежат они Ерофею Кобылянскому, который служил в церкви во второй половине ХІХ века. На это указывает мраморная плита возле склепа. Именно стараниями Кобылянского в 1862 году в Крутеньком открыли первую школу».
Когда же выносили землю из усыпальницы, а она была насыпана полуметровым слоем, то в левой части обнаружили останки еще одного мужчины, который был в одежде священника. То, что он лежал головой на восток и правая рука была под телом, наводит на мысль, что похоронили покойника спешно. Покойному было 25—30 лет. В левом виске отверстие, то ли от пули, то ли, возможно, от штыка. Ножевое ранение в грудь.
В годы гражданской войны в церкви в Крутеньком правил Леонтий Горынхлиский. Пономарь Владимир считает, что это его труп на полу в усыпальнице. И убили его махновцы. А крестьяне ночью перенесли тело в усыпальницу и присыпали землей.
Такое возможно, ведь 26 сентября 1919 года между селами Крутенькое и Перегоновка Голованевского района состоялась большая битва повстанческой армии под командованием Махно с частями Добровольческой армии белых. После длительного отступления под давлением белых войск махновцы были прижаты к фронту петлюровцев. Достигнутое с ними соглашение оказалось фикцией, и Махно оказался фактически в окружении. Тогда он 25 сентября разбил войска белых под селом Крутенькое, а 26 сентября начался бой под Перегоновкой. 1-й Симферопольский, 2-й Феодосийский, 5-й Литовский полки белых, пытаясь оторваться от махновцев, перешли через речку у села Синюха, но махновская конница догнала их и порубила. Три офицерских полка были практически уничтожены. После этого Махно, посадив пехоту на подводы, пошел в скоростной рейд на восток. Сегодня историки считают, что битва между Крутеньким и Перегоновкой и последующий рейд разрушили тылы Добровольческой армии, наступавшей на Москву, и имели значительное влияние на ход гражданской войны на юге Российской империи.
Правда, некоторые жители Крутенького считают, что священника Леонтия Горынхлиского застрелили в церкви «красные». Эта версия, как и предыдущая, не подтверждена, но и не опровергнута.
Сейчас останки обоих священников находятся в усыпальнице. Не исключено, что там были упокоены и другие жители села. Так считает 52-летний Валерий, живущий возле церкви. Он вспоминает, что, когда учился в школе, тоже находящейся рядом с церковью, ребята залезли через небольшое отверстие в помещение усыпальницы и достали оттуда человеческий череп, а затем гоняли в футбол на спортплощадке. «Помню такое, — говорит местная учительница. — Помню даже фамилии этих горе-футболистов. Но никого из них уже давно нет...»