Эта неделя отличилась тем, что на юг Украины пришли дожди. Погода, правда, не соответствует социальной и политической ситуации. В Одессе в этом смысле настоящая жара. Об этом и другом — в нашей еженедельной рубрике «Что хорошего? Что плохого?».
Вероника Ибэн, старший научный сотрудник Института физики и химии им. Богатского НАН Украины:
— На этой неделе в Одессе, словно грибы после прошедшего дождя, появились палатки и активисты различных партий, которые идут на местные выборы. Впрочем, речь здесь скорее не о партиях, а об одной политической силе, которая сейчас правит бал в стране. Такое впечатление, что все остальные либо не хотят идти на выборы, либо действуют от противного: чем меньше светятся, тем больше возьмут голосов. Правда, Партия регионов до последнего времени не могла определиться с единым кандидатом на пост городского головы Одессы. В том смысле, что кандидатами являлись не просто два члена партии, но и родственники — Алексей Костусев и его сын Алексей Гончаренко. Правда, эта ситуация на днях разрешилась. Теперь кандидат один — Алексей Костусев. Его сын идет в облсовет. Теперь посмотрим, как пройдет сама избирательная процедура.
Алексей ШИПИЛО, таможенный брокер:
— Неделя мне запомнилась событиями, связанными с моей непосредственной деятельностью — таможенным брокерством. Дело в том, что в Одесском порту скопилось более девяти тысяч нерастаможенных контейнеров, а Южная региональная таможня фактически не работала. Как говорит руководство порта, нерастаможенные грузы могут застопорить работу предприятия — мест для выгрузки контейнеров уже не хватает. Начальник порта Николай Павлюк пытался выяснить причину, по которой таможня не выпускает контейнеры, но ответа на свои вопросы так и не получил. В Ильичевском порту, который находится под Одессой, такая же ситуация — тысячи конейнеров застряли из-за таможни. Специалисты нашего одесского профсоюза таможенных брокеров связывают «контейнерный затор» с приездом столичной комиссии, проверяющей работу Южной таможни. Киевская комиссия из главного управления Таможенного комитета приехала еще в прошлый четверг. И работа сразу застопорилась — документы на грузы по сто раз проверяют, но разрешения на вывоз не дают. Грузы из контейнеров заставляют по несколько раз выгружать для пересчета. А проверив все декларации и содержимое контейнеров, пускают брокеров заново по кругу для «дооформления» документов. Люди сутками сидят у ворот порта в ожидании момента, когда таможня «даст добро». Мы устроили пикет перед воротами порта, когда приезжал премьер-министр. Но он не приехал на предприятие. Как стало известно, только за этот месяц потери Одесского порта составили 600 миллионов гривен. В Сингапурском порту, например, в год перегружают 20 миллионов контейнеров — и все идет без задержек. А у нас — 400 тысяч в год, и на ушах стоит вся страна. Кто должен за это ответить? 400 тысяч потенциально наших контейнеров ушли в румынский порт Констанцу.
Валентина ОСАДЧАЯ, частный предприниматель:
— На днях в городе прошла акция солидарности предпринимателей «Маякни!», которую поддержали более пяти тысяч одесситов. Мероприятие инициировали ряд общественных организаций и предприниматели Одессы. В рамках акции, которая проходила в форме флешмоба, тысячи горожан по всей Одессе мигали фарами своих автомобилей или в течение нескольких минут, не отходя от выключателей, «моргали» светом: окна их квартир и офисов были своеобразными «маячками» для единомышленников.
Таким способом мы хотели привлечь внимание властей к своим проблемам. Подобные мероприятия должны объединить всех предпринимателей города. Я не первый год являюсь предпринимателем и устала от давления со стороны государства. Ситуация в стране напоминает узаконенный рэкет! Именно поэтому считаю, что деловой общественности необходимо объединяться. Такие акции показывают, что предприниматели — единая сила, которая может за себя постоять.
Самое интересное, что к участникам флешмоба присоединились и другие горожане. Люди понимают, что их зарплаты во многом формируются благодаря бизнесу. Поэтому если власть задави бизнес, то плохо будет всем.
Евгений ДАХНО, эколог (Одесский экологический университет):
— На днях специалисты передвижной лаборатории экологического контроля Одесского горсовета зафиксировали в атмосфере города превышение предельно допустимых концентраций углеводорода и сероводорода. Замеры по определению уровней загрязнения воздуха в городе и прибрежной защитной полосе Черного моря проводились с 24 июня по 20 сентября текущего года. Специалисты провели 400 наблюдений с автоматическим отбором проб и замерами концентраций газоанализаторами по восьми ингредиентам — диоксиду азота, оксиду углерода, озону, аммиаку, пыли, сероводороду, диоксиду серы и сумме углеводородов.
По результатам наблюдений в прибрежной защитной полосе Черного моря превышения ПДК опасных веществ зафиксированы не были. Тем временем в черте города и в промышленных районах специалисты зафиксировали превышение предельно допустимых концентраций углеводорода и превышение ПДК по сероводороду. Это самые полные и обстоятельные замеры окружающей среды за последнее время. Теперь будем выяснять, какие из предприятий конкретно являются виновником загрязнения окружающей среды.
Константин ФИЛИППОВ, ветеран торгового флота, журналист:
— Инцидент, который произошел на прошлой неделе в районе румынского порта Констанца, убедительно свидетельствует о том, что соседняя страна не обеспечивает порядок на своей территории и безопасность дунайского судоходства. Процветает речное пиратство. Опасное место — канал Чернавода-Констанца, перед шлюзом Аджиджа. По имеющейся информации, суда разных компаний подвергались здесь разбойным нападениям. Последней жертвой румынских пиратов стало судно Украинского Дунайского пароходства.
23 сентября было совершено нападение на караван теплохода «Звездный», следовавший в Констанцу с тремя секциями металла и двумя — зерна. По указанию шлюзмайстера судно с караваном стало в аванпорту шлюза Аджиджа в ожидании ревизии и для последующего захода в шлюз. На борту находились лоцман и агент. Для выполнения портовых формальностей ожидали прибытия пограничников, представителей капитании, доктора. В это время к судну подъехало несколько легковых автомобилей, из которых выскочили люди. Запрыгнув на секцию каравана с металлоломом, стоявшую первым корпусом у причальной стенки, они начали вручную выгружать металлолом из секции, переносить его на берег, грузить в автомобили и складировать на берегу. Попытки капитана судна вразумить незваных гостей и объясниться успеха не имели: налетчики были настроены агрессивно, отвечали грубо и выгрузку металлолома не прекратили.
Пока пытались связаться с полицией, капитану удалось отвести корму судна от берега. Нападавшие начали выпрыгивать из секции, что позволило отвести от причальной стенки и нос каравана. Представитель полиции приехал через 30 минут. Он отказался принять заявление и сообщил, что у полицейских сокращены оклады, что работать сверхурочно, после 18 часов, никто не будет. За это время налетчики успели подогнать грузовик и погрузили в свой транспорт до пяти тонн металлолома. Около двух тонн ворованного груза оставалось на берегу, после окончания налета экипаж погрузил его обратно на секцию. После выполнения портовых формальностей судно продолжило движение в порт Констанца.
Агентом от имени капитана направлены заявления о случившемся в администрацию канала, в полицию, в капитанию порта Констанца, капитаном заявлен морской протест. Для принятия мер по защите интересов компании руководство ОАО «Украинское Дунайское пароходство» проинформировало об инциденте посольство Украины в Румынии, Министерство транспорта и связи Украины. Подготовлено обращение в Дунайскую комиссию. Подсчитывается ущерб, нанесенный нашей судоходной компании действиями румынских граждан и бездействием властей соседней дунайской страны.