Накануне выборов хором звучат заверения кандидатов в президенты о намерениях бороться с финансово-экономическим кризисом в случае, если они преодолеют вершину пирамиды власти. Оно и понятно: без эффективных противодействий и мероприятий, направленных на смягчение его ударов, здесь никак не обойтись. Однако конкретную программу никто не предлагает. Очевидно, ее просто нет. При этом важно изучить именно явление нынешнего кризиса, найти методы его нейтрализации и ликвидации, основываясь на практике и уроках похожих событий в прошлом.
Специфика глубокого кризиса в Украине в том, что не были проведены и даже не начаты структурные реформы экономики, не осуществлены (такие необходимые после 1991 г.) институционный экономические и политические трансформации. В Украине, как нигде, кризис усложнен глубокой перманентной политической нестабильностью. Как следствие, преодоление наследия прошлого оказалось затяжным процессом на фоне бездеятельности и ожидания высших государственных инстанций, их неспособности найти общий знаменатель программных действий, которые бы выразились в общенациональном курсе и интересе, направленном на преодоление финансово-экономических неурядиц.
Причины кризиса имеют комплексный характер. Одним из них является отсутствие капиталовложений как со стороны государства, так и частного бизнеса в реструктуризацию экономики. Удивляет именно отношение к проблеме тех, кто мог бы больше всего содействовать экономике. На Западе в период послевоенного восстановления заработанные деньги вкладывались в производство, частным бизнесом масштабно осуществлялось самофинансирование. В Украине — в комфорт и роскошь, престижные автомобили, дорогие вещи, яхты, виллы и тому подобное. Это — с одной стороны. С другой, высокими процентными ставками банковская система тормозит развитие производства.
В современном глобализированном мире для такой страны, как Украина, кризис может быть гибельным, но при рациональном подходе к нему может стать стартовой площадкой для будущего экономического бума, создания благоприятной ситуации в разрешении проблем тех отраслей, которые во время экономического подъема оказываются на периферии развития. В частности, это — расширение внутреннего рынка потребления отечественной продукции, выполнение европейского заказа в деле создания спортивной и социальной инфраструктуры Евро-12... Где взять деньги? Не следует забывать: кризис — это время большого перелива капитала из ведущих стран в отсталые. Деньги всегда ищут место, где выгодно работать. Но, не дай Бог, их проесть.
К каждому мероприятию, касающемуся преодоления кризиса, следует подходить взвешено. Не рефинансировать банки, а закрывать невыгодные, которые погрязли в махинациях, коррупции и непорядочности относительно клиентов. Поддерживать только те, которые способны выполнять свои функции финансового вливания в перспективные отрасли будущего старта, учитывая при этом глобализацию современного мира. Всю банковскую систему, как и экономику страны, нельзя рассматривать как замкнутую в национальных границах структуру, а как составляющую большого финансового мира.
В смысле оздоровления украинской экономики, имеющиеся в наличии силы и средства следует сконцентрировать на:
— малой индустрии и всесторонней помощи мелкому и среднему бизнесу как гибким производственным заведениям сохранения и приумножения массовой деловой активности нации;
— организации общественных работ, которые в значительной степени способны поддерживать тонус работоспособности трудящихся и символ веры в конечный успех;
— переобучении кадров, которое должно делаться общими усилиями государства и бизнеса;
— обучении безработной молодежи, привлечении ее, в первую очередь, к общественным работам. Иначе мы потеряем (и уже теряем) целое поколение.
Однако этого не достаточно. Необходимо наладить постоянный диалог власти с народом. Сегодня на руках у граждан Украины по некоторыми данным до 60 млрд. долларов пассивных неработающих денег, при условии их удушающей нехватки в кровеносной системе финансово-хозяйственного организма.
Гарантами вкладчиков денег в банки должно выступать не только государство, но и большой капитал. Одно государство за счет своих ресурсов не вытянет из затруднения экономику. И возложение надежд только на него свидетельствует о пассивности отечественного бизнеса, его нежелании идти на оправданный риск.
Важными моментами в обуздании кризиса станет подбор профессиональных кадров-менеджеров во всех сферах общественной жизни, отказ от принципа назначения дерибанщиков по партийной квоте.
Выходу из финансово-экономического кризиса в значительной степени будет способствовать оздоровление политической ситуации. В этом смысле нужны серьезные, на конституционном уровне, реформы органов государственной власти и управления. Есть ли необходимость иметь в Верховной Раде 450 депутатов, если там от силы 50 активных парламентариев, а последние в законотворческом процессе совсем не замечены. Возможно, стоит установить для кандидатов в депутаты рейтинговые тесты на профпригодность, а кроме того, депутаты за каждую сессию могли бы отчитываться о своей личной работе в парламенте. А то деньги проглочены большие, а работы — целый пшик...
Не следует сбрасывать со счета и государственный протекционизм, особенно экспортным отраслям, среди которых видное место должно принадлежать сельскохозяйственному сектору. Однако выйти на показатель важной отрасли в украинском экспорте вряд ли удастся при нынешнем подвешенном статусе земли, который обуславливает нестабильность сельского производителя, его вырождение как земледельца и деградацию в сторону иждивенца. Отсутствие частной собственности на землю негативно влияет и на промышленность, уничтожает остатки производства сельскохозяйственных машин и тому подобное. Заданное в сельском хозяйстве направление также не работает на выход из кризиса. Наоборот, углубляет его. А мощный аграрный сектор — это чуть ли не самый стабильный козырь Украины в европейском и мировом производстве.
Современный финансово-экономический кризис серьезно повлияет на все стороны жизни международного содружества. В условиях глобализации он принадлежит к категории новых, модифицированных мировой ситуацией, явлений. Главным противодействием ему могут быть скоординированные общие мероприятия мирового содружества. Никто один на один ее быстро не преодолеет. Отрадно, что уже сейчас наблюдается процесс сближения тех государств, которые еще недавно дистанцировались друг от друга. А поэтому Украине, используя свое выгодное географическое и геополитическое положение, следует учесть это и выработать стратегию гибкого реагирования на все экономические и политические вызовы в смысле защиты национальных интересов.