Православный праздник в Турковичах (Польша) приравнивают к Пасхе. Паломники со всей Холмской земли, а также украинских Львовщины, Волыни и Ровенщины (большинство которых — переселенцы и их потомки), вот уже второй год подряд едут на поклонение чудотворной иконе Турковичской Божьей Матери, чтобы почтить более чем столетнюю традицию своих предков.
Особой архитектурой Турковичская обитель не поражает. И это неудивительно, ведь ее история, хоть и древняя, очень трагическая. Вокруг нее и самой иконы существует немало легенд и сказаний. По одной из них, князь Владислав, убедившись в чудотворной силе иконы, решил присвоить ее и вез в Ополь. По дороге в роще икона начала светиться, и даже четверка лошадей не могла тянуть ее. На свет сошлось много людей, которые начали молиться и воспевать Богородицу. После того, как все-таки икону сдвинули с места, там, где она стояла, свет остался, да еще и трава на том месте поросла цветущей ромашкой. Присутствующие поняли, что таким образом Божья Мать сама указывает, где должен быть храм. Как бы там ни было, а достоверно известно, что Турковичский православный монастырь основан в начале XVII века. Впоследствии Турковичская обитель перестраивалась и постепенно стала сильным центром православия. Ежегодно 2 июля на праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне сюда отовсюду съезжались тысячи (до 15 000) паломников. И все же, несмотря ни на что, полонизация не минула и это тихое место. Вследствие действий польского правительства, направленных на опольщение и окатоличивание (что фактически тождественно друг другу), сначала некоторые здания при Турковичском монастыре были преданы Сестрам Служебницам Пренепорочной Девы Марии, а потом православным осталась только небольшая церковь при погосте и святой источник, который католики систематически (особенно перед каким-нибудь большим праздником или крестным ходом) засыпали навозом. В результате, до сих пор из этого источника нельзя пить воду, а можно только умываться. Впоследствии же, во время масштабной акции 1938 года, когда на Люблинщине было уничтожено около «127 объектов религиозного культа», разобрали и Турковичскую церковь. А потом была и операция «Висла», так что стоять на защите православия было некому...
Возрождать турковичскую традицию начали только с 80-х годов минувшего столетия. Особенно этому посодействовал Архиепископ Люблинский и Холмский Авель, который не только сохранил от посяганий римо-католиков копию иконы Турковичской Божьей Матери, которая чудом сбереглась до наших дней, но и вернул некоторые здания для богослужений и, по существу, восстановил Турковичскую церковь.
На празднике в этом году представлена интересная документальная выставка ко дню 70-летия разрушения православных церквей поляками-католиками. Исторические справки, подтвержденные документальными фото, рассказывают, по словам преподобного владыки Авеля, «об истории земли, на которой творилось настоящее варварство».
Турковичская церковь стоит в очень тихом и, как кажется, исполненном духа Божьем месте. Она маленькая, но собрала столько людей, что все они не помещаются в ее стенах, а поэтому слушают праздничную литургию на улице, где льет дождь и дует холодный ветер. Она собрала более 20 православных священников, в том числе, и украинских.
В праздничный день единение украинских и польских православных паломников не знает территориальных или языковых границ. Тут все «свои». Такое впечатление, что сейчас начало XX века и около двух тысяч людей приехали в Туркович, как в Почаев, на храмовый праздник, несмотря на то, кто и откуда, почему и как, просто потому, что это христианский долг — объединяться и жить в мире...