Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

В «зоне ночи»

Почему творения киноискусства в украинском телеэфире демонстрируют не иначе, как ночью?
26 июня, 2015 - 12:04

...В последнее время непременно останавливаюсь на «Новом канале», потому что именно к нему с недавних пор меня влечет мощная, словно магнетическая, сила передач из серии «Гра Долі». Странно, но при всех внешних признаках ограниченности почти неигрового кино и часто черно-белого формата, авторам удалось настолько заинтриговать и заинтересовать зрителя, что, уже «войдя» в него, не выйдешь, пока не досмотришь до конца.

Игра судьбы или судеб — это именно тот ракурс, в котором современным украинским кинохудожникам удалось и удается выхватить из прошлого (иногда полузабытого) непостижимые в своей уникальности страницы из жизни наших столбов, а точнее, корифеев украинской культуры, науки и искусства — Леси Украинки, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, Мыколы Кулиша, Мыколы Костомарова, Ольги Кобылянской, Василя Стефаника, Марка Черемшины, Ивана Карпенко-Карого, Мыколы Садовского, Марии Заньковецкой, Сергея Королева и многих других выдающихся фигур, которые в фильмах под остро «внимательным пером — кинокамерой» оживают и возвращаются из прошлого в наше жесткое бурное настоящее. Истории их жизней, талантливо выхваченные и написанные сценаристами и воплощенные в кино скупыми, почти аскетическими средствами, в который раз напоминают нам, какое же у нас богатое  украинское интеллектуальное наследие!

В то же время вместе с гордостью за нашу историю накатывается грусть и печаль от того, как же мы презираем это свое бесценное наследие — сокровище, не зная его и, хоть как это и досадно, не желая его познавать! Иначе чем объяснить, что творения (без преувеличения) киноискусства в Украине «засовывают» во времени в телеэфирах в глубокую ночь, хоть это должно было бы быть показано в прайм-тайм. Я считаю, что подобное отношение равняется интеллектуальной диверсии, особенно сегодня, когда на Донбассе продолжается война с коварным врагом. Если бы моя воля,  я бы в принудительном порядке господ, ответственных за наполнение украинского эфира соответствующим контентом, обязывал периодически пересматривать киноматериалы наподобие «Гра Долі»...

Но вернемся к замечательной серии фильмов... Убежден, что сериал не имел бы того успеха, если бы не его непостижимая и такая талантливая ведущая Наталья Сопит... Она не просто читает текст, она сопереживает и проживает каждую жизнь своих героев. О музыке нечего и говорить, потому что она прекрасно дополняет сюжеты, содержательно подобрана, очень удачно обрамляет текст, настраивая зрителя на сопереживание, становясь как будто действующим лицом фильма.

Смотришь ленты из серии «Гра Долі», и поневоле возникают параллели восприятия, по крайней мере, у меня, что это  такая себе новая книжка «Украина Incognita», которую издал «День» десять лет тому назад, «написанная»  иным способом — кинематографическим. О том, как сложно воспроизвести сюжеты-образы двухсот-трехсотлетней давности  почти неигровым способом, излишне и говорить.

Не символическим ли является название телепередач на «Новом» канале «Зона ночі»? По-видимому, украинцы не заслужили лучшей судьбы, чем пребывание в другом часовом месте телепередач, чем в очередной «зоне» — «зоне ночи», потому что фильмы из серии «Гра Долі» и программа «25-й кадр» с Татьяной Цимбал тоже попали в нее. «День» через известного украинского культуролога Владимира Войтенко тоже приглашает к пересмотру знаковых кинолент, которые доступны на наших телеэкранах и тоже обычно почему-то глубокой ночью... Убежден: пока украинские телезрители не будут иметь возможности в нормальных условиях и в надлежащее для пересмотра телепередач время смотреть подобные программы —  нечего надеяться на то, что мы действительно будем иметь самоуважение и знание нашей истории и культуры, не говоря уже обо всем мире... Ведь гражданское сознание приходит только при условии знания, которого нам не дают получить...

И нужно отдать должное титаническому труду продюсера сериала Галине Криворчук и коллективу съемочной группы во главе с режиссером Василием Витром. Сколько воодушевления, мужества и патриотизма нужно иметь в себе, чтобы донести до современного общества потрясающие по своей исторической ценности и непостижимости судьбы выдающихся наших земляков...

Михаил ФАЛАГАШВИЛИ, Ирпень

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ