Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Важная грань украинской идентичности

К 75-летию со дня смерти Кирилла Трилевского
13 октября, 2016 - 13:27

Семьдесят пятая годовщина смерти галичанина Кирилла Трилевского (6.05. 1864 — 16.10. 1941) — это не только дань памяти, но и подходящий случай поговорить о роли казацкой идеи в сохранении украинской идентичности. Ведь могло сложиться так, что казацкая тема была бы абсолютно чужой для жителей Западной Украины. Ни Австро-Венгрия, ни Польша не были заинтересованы в высоком национальном сознании галичан. Но Бог послал краянам Кирилла Трилевского...

Наибольшим вкладом известного коломыйского адвоката в общественную жизнь Галичины было основание сечевого движения. А движение это, несомненно, сыграло большую роль в процессе формирования национального сознания галичан. Начиналось все с маленьких конкретных дел. Скажем, 5 мая 1900 г. в селе Завалье, на Снятинщине, политик открыл первое спортивно-противопожарное общество под названием «Січ». Спортивно-противопожарная деятельность этой организации была формальным поводом для ее создания. Настоящей целью существования «Січі» было пробуждение национального сознания украинцев путем возрождения исторических традиций, воспитания патриотической молодежи, просвещения крестьянства.

О большой народной любви к «Сечи» свидетельствует их количество. В 1914 году насчитывалось 1056 таких организаций, членами которых было около 66 тысяч человек! Дело было сделано, «критическая» масса казакофилов с тех пор постоянно существовала на галицких землях. И в том, что в рядах УПА потом массово воевали «Богуны», «Байды», «Кривоносы», «Гонты» и «Зализняки», опосредованно имеется достаточно большая заслуга адвоката Трилевского.

«ВІДЕНСЬКА СІЧ»

Деятельность Трилевского важна тем, что он обеспечил массовость движения. Но и до него были попытки студентов и интеллектуалов объединяться в «Січ». Скажем, «Віденська Січ» — одна из самых старших украинских студенческих организаций, основана 9 января 1868 г. в Вене. Основателями и первыми руководителями «Січі» венской были А.Вахнянин и Ю. Целевич.

«Віденська Січ» просуществовала 179 лет (до 1947 года), численность колебалась от 27 (на момент создания) до 327человек в 1922 году. «Січ» объединяла не воинов, а патриотически настроенных студентов и научных работников. Интересно, что последнего председателя «Січі» С.Накловича (интеллектуального венского Калнышевского) большевики вывезли в Сибирь. Что поделаешь — имперская традиция. Россиянам наши «Січі» никогда не были нужны, потому что это лишь отсроченная смерть империи. А для самих украинцев запорожские, задунайские, полесские, венские «Січі» всегда были важным фактором. Это позволяло на должном уровне поддерживать боевой дух и патриотизм больших групп людей.

ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Данные об определенной причастности к казачеству даже закарпатских гуцулов. Об этом пишет один из деятелей «Гуцульской республики» (1918—1919 гг.) Степан Клочурак в своей книге «До волі»: «Последний бой с татарами на Гуцульщине был в 1717 год. В этом бою против татар выделился Юра Подерей, который гордился тем, что долгие годы принимал участие в походах запорожцев. Он своими военными знаниями, полученными на Запорожской Сечи, и своей отвагой помог разгромить врага и завоевать славу далеко за Ясінями...»

Прошло более двухсот лет, но и этого времени было мало, чтобы гуцулы и казаки почувствовали себя чужими. В 1919 году Степан Клочурак находился в румынском плену. Одним из охранников был житель румынской Добруджи. Вот как это описано в книге:  «Однажды часовой, проходя около нас, на минутку остановился и заговорил по-украински. А когда возвращался назад, то признался, что сам он украинец и звать его Сергей. Что является потомком тех казаков, которые после развала Запорожской Сечи перешли за Дунай и осели в Добрудже, которая на то время принадлежала Турции. Он нам рассказывал о житье-бытье тамошних украинцев. Мы с этим нашим братом из Добруджи встречались ежедневно. Когда Сергей был на службе, то всегда подходил к нам с завязанным рукавом, и когда никто не видел, развязывал этот рукав. Оттуда сыпался хлеб или разные овощи, которые для нас, изголодавшихся, были ценными подарками. Отец Глибовицкий, батюшка из Жабье, благодарил его тем, что декламировал отрывки из «Гайдамаков». Этот потомок запорожцев стоял набожно, как в церкви, и слушал...»

Как видим, казацкая страница не была чужда ни для горцев-гуцулов, ни для тех украинцев, которые почти утратили контакт с Отчизной.

ИДЕЯ В «РЕВЕРСНОМ» РЕЖИМЕ

Таким образом, казачество родилось на Хортице, но при необходимости возрождалось — то за Дунаем, то в Холодном Яру, то в Хусте, то в Олевске. Бывшие «серожупанники» в межвоенный период учили маленьких полищуков украинскому языку даже в Бресте, Пинске и Кобрине. Везде, где украинцы нуждались в концентрации сил, в той или иной степени «срабатывала» казацкая идея. Свежайший пример — Майдан. Нужно сказать, что казацкая идея более приемлема на востоке Украины, чем идея УПА. Александр Притула, один из создателей казацкой системы единоборства «Спас», рассказывал мне, что его — жителя Запорожья и исследователя казачества — всегда тепло принимают сибиряки. И когда он как-то попросил на митинге в Новосибирске поднять руки тем, в чьих жилах течет украинская кровь, то подняли... почти треть собравшихся!

Как-то я листал библиографический справочник «Краєзнавці Донеччини». Обратил внимание на тему исследований уроженца Казани Сергея Тафинцева. Что-то же его заинтересовало в казацкой теме! Потому что в подборке есть такие статьи: «Украинская национальная идея — осуществление завета запорожского казачества» и «Казачий катехизис третьего тысячелетия». Где Волга, а где Днепр? Где Казань, а где Запорожская Сечь? Но, видно, казацкая тема объективно интересна для жителей степной Донетчины. Вот и житель Краматорска Владимир Коцаренко в свое время выдал на-гора труд: «Казачество в истории заселения Краматорска». Недавно научный работник Дмитрий Грищук (в 2014 году он был вынужден покинуть родной Донецк и теперь живет в Киеве) издал интересную книгу: «Козацький часопис: скарбниця громадянської соціалізації молоді». Это своеобразная программа деятельности молодежных казацких организаций. Таким образом, проукраински настроенные жители шахтерского края не только мечтают о возрождении казачества, но и немало делают для этого.

Сергей ЛАЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ