В «Дне» №14 и №17 был опубликован материал профессора В. Дергачева «Вечера на хуторе близ Европы» . Скажу сразу: я согласен с многоуважаемым географом в том, что 10 лет независимости ни на дециметр не приблизили нас к Европе, что нашим власть предержащим не хватает образования и интеллекта, что значительная часть правящей элиты не стоит доброго слова. Согласен даже с тонким наблюдением относительно того, что в тревожное время на поверхность общественно-политической жизни всплывает все то, что имеет удельный вес меньше единицы, а все другое спускается на дно. Эта ассенизаторская метафора так понравилась В. Дергачеву, что он повторил ее трижды, чтобы у читателей не осталось сомнений, о ком идет речь. Мы живем в стране, считает профессор, где «на поверхность политической жизни всплыли щирые украинцы». В этом — весь пафос статьи. Русские, татары, болгары, евреи и другие, очевидно, залегли на дно. Но некоторые из них иногда всплывают на поверхность.
ИНВЕКТИВЫ
Украинскому слову «щирий» в русском языке соответствует «искренний», «истинный», «настоящий» и «усердный». Не знаю, какую именно трактовку имел в виду В. Дергачев, но в его статье щирые украинцы упоминаются семь раз, и еще три раза речь идет о «справжніх» украинцах (обязательно в кавычках, никак иначе). ски убранные кладбища. Но все это — субъективные впечатления, поэтому в поисках истины я обратился к последним публикациям Госкомстата, который знает все о всех.
Сравним некоторые показатели Львовщины и самой восточной нашей области, Луганской. Эти регионы практически одинаковы по населению (5,5% и 5,3% от всего населения Украины). А вот от общего количества голосов, которые на прошедших выборах набрала КПУ, на Галичину приходится 5,9%, а на Луганщину — 9,6%. А вот от общего количества разводов... и т.д. ( см. таблицу ).
Математическая процедура, сущности которой я не буду касаться, позволяет для обоих регионов вычислить СОВОКУПНЫЙ ИНДЕКС ЛЮМПЕНИЗАЦИИ: для Львовщины он равен 4,7; для Луганщины — 10,1. Подчеркну, что «люмпенизация» является понятием социальным и не относящимся к национальным проблемам. Не бойтесь Галичины, господа! Дай нам Бог дожить до того времени, когда ее традиции станут общегосударственными. И не дай нам Бог дожить до того времени, когда «Луганская традиция» расползется по всей Украине. А она уже расползается...
Чтобы сделать приятное оппоненту, еще раз процитирую Гоголя («Невский проспект»): «Есть множество таких людей, которые, встретившись с вами, непременно посмотрят на сапоги ваши... Сначала я думал, что они сапожники, но, однако же, ничуть не бывало: они большею частию служат в департаментах». Не смотрите под ноги, многоуважаемый профессор В. Дергачев, а смотрите в глаза! Может, покраснеете...
Бывают такие совпадения — за несколько дней до того, как господин профессор опубликовал свое кредо, о нас, щирых, несколько слов написали «Известия». Речь идет о московской постановке пьесы Гоголя «Игроки». Режиссер перенес ее действие в Украину — «маленькие, тесные, барачные гостиничные комнаты окружены сарайчиками, курятничками и садочками», к тому же — «квакает лягушка, поет птица», а «герои спектакля СПІВАЮТЬ УКРАЇНСЬКУ НАРОДНУ ПІСНЮ», и — внимание! — «взяткобратель Псой Стахич Замухрышкин стал ЩИРИМ УКРАЇНЦЕМ, изъясняющимся на классической МОВЕ». Что и говорить, украинец Замухрышкин — блестящая режиссерская находка... Предстставляете киевский спектакль «Отелло», в котором все люди как люди, только коварный Яго плетет свои подлые интриги на «великом и могучем»? Я — не представляю. Так или иначе, продираясь сквозь риторику В. Дергачева, можем сформулировать его претензии к нашей с вами «щиростi». Привожу их в сокращенном виде.
1. Быдло в образе «шариковых» стало достоянием революции 1917 г. Раньше оно выступало от имени пролетариата, а сейчас — от имени «справжніх» украинцев. Быдло — от украинцев...
КОММЕНТАРИЙ: считаю себя настоящим (без кавычек) украинцем и хотел бы ответить господину В. Дергачеву в его стиле, но воспитание не позволяет.
2. Наиболее щирыми оказались национал-демократы, потому что они присвоили право учить других, какими должны быть украинская культура и язык.
КОММЕНТАРИЙ: считаю себя национал-демократом, но не присваивал ничьих прав. Что касается украинской культуры и языка, то не предлагает ли уважаемый профессор их образцы искать на одесском Привозе?
3. В Украине сделали то, чего не допускают даже первобытные африканские племена: национал-демократы по языковому признаку «вычеркнули из списка» многих великих соотечественников.
КОММЕНТАРИЙ: имея солидную библиотеку украинской и русской классики, позволю себе вопрос: кто вычеркнул, и кого вычеркнули? Оказывается — Гоголя... Что касается других «многих», то их имена в статье отсутствуют. Николаю Васильевичу выпала большая честь стать комментатором произведения уважаемого профессора: так или иначе автор ссылается на классика 11 раз (!). Поэтому и я считаю, что имею право воспользоваться наследием писателя, и специально для В. Дергачева выбрал эпиграф. Уважаемый коллега, не нужно «пробку из графина втыкать в пирожное»!
4. Создались две угрозы государственности: «справжні» украинцы и «элита в законе», сросшаяся с бизнесом на государственных ресурсах.
КОММЕНТАРИЙ: «элита в законе» — безусловное зло. Но воры не имеют национальности, так к чему здесь «справжні» украинцы? Обвинять национал-демократов можно только в том, что они, не сумев объединиться, мало сделали для Украины. Все другое — это «такая баталия, которой никогда не было».
ГАЛИЧАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
В виду того, о чем речь шла выше, было бы даже странно, если бы В. Дергачев не воспользовался случаем и не зацепил Галичину. И он воспользовался: как оказывается, наша власть «пошла наиболее простым путем. За основу взяли только галичанскую традицию как общенациональную». Вопрос: что такое «галичанская традиция»? Я неоднократно бывал на Львовщине — в городах и селах. Могу засвидетельствовать вежливость и опрятность галичан; присущее им чувство человеческого и национального достоинства; нарядные усадьбы; отсутствие публичного мата; язык, далекий от суржика; по-европей