Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Вина» малого бизнеса

11 октября, 2003 - 00:00

Заголовок статьи кандидата экономических наук Ярослава Жалило из Центра антикризисных реформ («День», №157) справедливо говорит об «измельчании» малого бизнеса. Но содержание статьи и ее подзаголовок — «Налоговые льготы не приносят пользы» — удивляют всякого, кто хоть мало-мальски знаком с истинным положением дел: оказывается, чуть ли не главные виновники экономических проблем — это малый бизнес и упрощенная система налогообложения, именуемая в народе «единым налогом». В статье систематизированы аргументы, которые наверняка будут использованы для того, чтобы таки похоронить «упрощенку», но большая их часть вырвана из общего социального контекста.

Начнем собственно с экономики, а на ряд цифр, которые приводит Я. Жалило, посмотрим под иным углом. Допустим, что трудоспособными являются 2/3 населения Украины, т.е. около 32 млн. человек, а в малом бизнесе занято 4,3 млн., т. е. около 13,5%. И если допустить, что в каждой семье три человека, то около 12 млн. — четверть населения! — зависит от малого бизнеса, который работает сегодня в основном на «упрощенке». Не совсем корректна мысль о том, что в 2002 г. малые предприятия произвели лишь 7,3% общего объема производства. Во-первых, лучше говорить об объемах продаж; во- вторых, на едином налоге работают также и ТОО, АО, госпредприятия и пр.; в-третьих, следует обязательно учитывать частных предпринимателей.

Абсолютно неверна расхожая мысль о том, что «упрощенка» не внесла лепты в трехлетний рост экономики, а лишь паразитировала на легальном уходе от налогов. А на что тогда пошел полученный «огромный избыток» денег? Доллар и золото стабильны, а подорожание недвижимости есть, скорее, лишь «киевский феномен». Но рост производства продовольственных и потребительских товаров говорит об увеличении платежеспособного спроса и, через него, инвестиций населения в отечественную промышленность. Налицо и значительный рост инвестиций населения в экономику через резкое увеличение вкладов в банках в последние три года. «Упрощенка» несомненно внесла свой вклад в трехлетний рост экономики, так что говорить о «вреде единого налога», по крайней мере, некорректно.

Вспомним, что важным элементом «экономического чуда» в послевоенной Германии, наряду с экспортом и американскими инвестициями, было целенаправленное формирование внутреннего платежеспособного рынка, т.е. благосостояния народа как источника внутренних инвестиций и фактора социальной стабильности, гражданского общества и демократии. В современной Украине «упрощенка» есть, наверное, один из немногих путей для этого.

Несостоятельно и утверждение, что предоставив налоговые льготы, государство ничего не получило взамен и продолжает нести тяжкое бремя социальных и коммунальных расходов. Медицина и образование (особенно высшее) уже давно де-факто стали платными. Коммунальные услуги — «не по карману» значительной части народа. Социальные проблемы давно переложены на плечи рядового гражданина, а некоторый рост доходов в связи с «упрощенкой» увеличивает поступление денег в социальную сферу и частично снимает социальную напряженность.

Но малый бизнес действительно не стал локомотивом экономики, он действительно мельчает и деградирует! Причины этого — крайняя монополизация и бюрократизация экономики в Украине, которые все более угрожают малому бизнесу и свободе предпринимательства. При этом от нашего кустарного малого бизнеса требуют привлечения «инвестиций для инноваций». Подо что их привлекать рядовому предпринимателю? Под квартиру в «хрущевке», — чтобы семья осталась на улице? Под подержанный автохлам? Под тысячу долларов, отложенных на «черный день»? А проценты за кредиты в наших банках? А опасность потерять свой бизнес в результате злоупотреблений со стороны государства или чиновника? А где возможность вложения трудовых сбережений в акции крупных прибыльных предприятий через цивилизованный фондовый рынок?

А еще есть «лицензии» и — вдумайтесь! — «разрешения на право начать работу». Такие «документы» оформляют в многочисленных «конторах», служащих для трудоустройства тех, кто ничего полезного ни руками, ни головой не умеет делать. Инженер, закончивший с отличием советский технический вуз (где таки чему-то учили!), имеющий опыт работы на производстве и в науке, вынужден доказывать таким «специалистам» свою профпригодность! Глупость? Нет, — коррупция! Трудовой контракт наемного работника с частным предпринимателем должен быть согласован в целом ряде инстанций, и это при наличии Гражданского и Трудового кодексов, регулирующих трудовые правоотношения.

Пример из жизни наших соседей. После приватизации лесного хозяйства в Польше государство в лице аналога наших гослесхозов контролирует выращивание, рубку и охрану леса. Но валкой, трелевкой, вывозкой, переработкой леса занимаются бывшие работники лесхозов, объединившиеся в малый бизнес, работающие на аналоге нашего единого налога и получившие при приватизации в собственность производственные фонды. Не только в Польше, — «упрощенка» есть во многих странах, от Британии до богатой нефтью Аравии.

Радикальное снижении налогов — это пока благие пожелания: попытка снизить НДС до 17% провалилась. Снижение подоходного налога мало что решает. Нужно заплатить 13% подоходного, 37,5% начислений, 20% НДС, всего — 86 коп. налогов на 1 грн. зарплаты, и при этом ни копейки на развитие! Неправдой является расхожая мысль о том, что «упрощенка» — это некий налоговый рай. Во- первых, даже при наличии единого налога многие предприниматели добровольно регистрируются плательщиками НДС для нормальной работы с крупными фирмами. Во- вторых, любой, кто хоть немного смыслит в налоговом учете по НДС, знает, что перечисление денег плательщиком НДС неплательщику (например, 1000 грн.) не дает плательщику право на так называемый налоговый кредит и плательщик все равно заплатит НДС в размере 200 грн., что частично решает проблему НДС. В-третьих, фиксированный единый налог физические лица платят независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности — можешь не иметь доходов или нести убытки в отчетном месяце, но налог платить обязан, да еще и наперед! В-четвертых, при распространенной ставке единого налога 200 грн. в Пенсионный фонд (ПФ) попадает 84 грн. ежемесячно (специалисты ПФ как- то заявляли, что если бы каждый работающий платил в ПФ такие деньги, то проблем с пенсиями для стариков не было бы). Пусть «большой бизнес» докажет, что он дает в ПФ больше в пересчете на одного занятого: даже при минимальной зарплате в 237 грн. в ПФ будет поступать только 74 грн.

Справедливо говорят о злоупотреблениях в малом бизнесе. Но «высшая экономическая лига» славится намного большими грехами: фиксация лишь минимума зарплаты и выплата остального «в конверте», «обналичка», возврат «липового» НДС, приватизация за гроши и т.п. На такое не способен никакой малый бизнес. Гигантские, разорительные для всей страны льготы существуют как раз в «большой» экономике, но неоднократные попытки их отмены по вполне понятным причинам были провалены. Так при чем тут честные кустари, добывающие хлеб в поте лица своего? Доступа к ресурсам они не имеют, допускаемый «упрощенкой» годовой объем 500 тыс. грн. — для них несбыточная мечта, а сама их деятельность низкорентабельна.

К чему приведет отмена упрощенной системы? Одни уйдут в «тень», что повлечет усиление криминализации, коррупции и приведет к оттоку денег из банков. Другие пополнят ряды наших «заробитчан» за границей. Третьи обанкротятся, деградируют, что скажется на семьях, детях, будущем страны. Пострадает и большой бизнес: упадет платежеспособный спрос на отечественные товары. Сократится налогооблагаемая база. Вопрос: кто от этого выиграет?

Ответ появился на днях: в проекте бюджета на 2004 год Кабинет Министров предлагает решить вопрос единого налога путем увеличения вилки ставок с 20 — 200 грн. до 200 — 600 грн. в месяц. В Киеве сейчас преобладает максимальная ставка — 200 грн. Кабмин предлагает ее увеличить до 600 грн. в месяц, т.е. 7200 грн. в год. И это при том, что в 2002 г. объем продаж в малом бизнесе на одного человека составил 5800 грн., т.е. налог станет выше среднего валового дохода! Уже одно это показывает несостоятельность предложения Кабмина, который оправдывает его дополнительным поступлением в местные бюджеты 700 млн. мифических гривен. Мифических, потому что этих гривен местные бюджеты от малого бизнеса не получат, т. к. бизнеса уже не будет.

Следует искать альтернативу не «упрощенке», как сейчас предлагается, а олигархо-бюрократическому пути развития, по которому пошла Украина. Нужно что-то делать с коррупцией и морально-психологическим разложением общества, поскольку искалеченная психика масс извратит любые самые прекрасные законы. А «упрощенка» — это один из немногих клапанов, которые предохраняют общество от обострения социальной нестабильности. И если власть поднимет ставку единого налога в три раза, то на один такой клапан станет меньше.

Александр КАРПЕЦ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ