Как известно, в единстве — сила народа. Об этом знает каждый, но не каждый стремится к этому. И даже в украинских церквях (кроме УПЦМП) поют: «Боже, вислухай благання... Боже, нам єдність подай!..» К национальному единству призывали выдающиеся наши церковные и светские деятели. Особенно велика заслуга на этой ниве Андрея Шептицкого и Ивана Огиенко. Митрополит Андрей Шептицкий, будучи человеком очень богатым и влиятельным, весьма много сделал в области сплочения украинской нации, указал четкие ориентиры. В ХХ в. он был одной из центральных фигур Галичины. Он заботился об образовании, культуре, помогал частным школам, детским садикам и детским домам, поддерживал украинские издательства.
Острие просветительской деятельности А. Шептицкого было направлено на утверждение христианской морали и духовности народа. Он вел скромную монашескую жизнь, доходы отдавал на нужды людей. Основал церковный музей, который впоследствии стал украинским Национальным музеем. Митрополит Шептицкий учил священников, как церковь должна воспитывать христианские добродетели: «... Христианские церкви в Украине должны выполнить задачу — дать украинскому народу единство, должны избавиться от духа раскола и ненависти, который вызывает вражду внутри украинцев. Все, сколько нас есть, должны сделать все, чтобы примириться и в себе самих побороть раскол и вражду против братьев». Шептицкий выдвинул концепцию Единой украинской церкви. Он считал, что москвофильство — это глубокая рана на теле украинской нации, которую используют иностранцы.
Весьма знаменательным является труд Шептицкого «Як будувати Рідну Хату». Митрополит чувствовал, что день свободы украинского народа придет. И он не ошибся. Однако Украина, получив свободу, так и не стала украинской. Он, в частности, писал такое: «Ясно, как на ладони, что Родной Дом не появится, если украинские самостийныки не смогут установить между собой единства во всех направлениях...» Слова пророческие! Он также считал, что сотрудничество с врагами является недопустимым.
Митрополит Шептицкий стремился объединить украинские церкви в одну поместную украинскую церковь. Остро критиковал и протестовал против разрушения польским правительством православных церквей в западных областях Украины, в частности на Холмщине и Подляшье (с 1944 года отошли Польше, подарок Сталина). Его труд «Як будувати Рідну Хату» — это направление, как морально оздоровить украинское сообщество, как прийти к взаимному согласию и единству. Без такого единства мы не сможем построить сильное, богатое, процветающее государство.
Иван Огиенко своей деятельностью много сделал для консолидации украинского сообщества. Он, будучи министром образования, а впоследствии — министром исповеданий (1918—1922 гг.), находил понимание с национальными меньшинствами и добивался желаемой цели. Он везде вводил украинский язык во всех сферах с обязательным употреблением его согласно закону Центральной Рады, утверждая: «Язык украинский — это отдельный язык в семье славянских языков. Язык литературный выработанный, соборный для всех земель». За один год, с 1918-го по 1919-й, Огиенко добился введения украинского языка во всех учебных заведениях. Он считал, что язык — это душа народа, основа нашей истории. Кто пренебрегает свой язык, тот пренебрегает и предает свой народ.
Огиенко считал, что Украине не нужна внутренняя борьба, потому что она истощает наши силы, она разъединяет наш народ, ведет к разрушению государственности. Он очень большое внимание уделял правдивой истории Украины, культуре, привычкам, национальной одежде, песням и тому подобное. Наш язык неразрывно связан с нашей историей. А потому должны любить, уважать и беречь свой родной язык. Кто любит свой язык, тот любит свой народ, свою родную песню. Огиенко считал, что одной из стратегических ошибок Центральной Рады было то, что она в то время стремилась строить государство без помощи церкви. Он предупреждал украинское сообщество относительно того, чтобы остерегаться чувства второсортности. Это чрезвычайно вредное чувство, которое приводит к полному вырождению нации, говорил Иван Огиенко. Труд Огиенко «Наука про рідномовні обов’язки. Рідномовний катехис для вчителів, робітників пера, духовенства, адвокатів, учнів і широкого громадянства» достаточно актуален и сегодня.
Доктор экономических и законодательных наук, легендарная Харитина Кононенко (замученная гестаповцами в 1943 г. в г. Ровно) также уделяла большое внимание единству украинского народа. Она очень тяжело переживала раскол ОУН, состоявшийся 1940 года на бандеровское и мельниковское крыло. Она всячески старалась сгладить этот раскол через влиятельных людей, хоть цель как у бандеровцев, так и у мельниковцев была одна — получение самостоятельного соборного государства (УССГ). Но подходы к этой цели как у бандеровцев, так и у мельниковцев были разными. А эти отличия приводили иногда к кровавым столкновениям. К сожалению, этот раскол между бандеровцами и мельниковцами до сих пор продолжается, хоть наступило какое-то примирение, исчезла вражда. Этот раскол был на руку как немцам, так и большевикам (Сеника и Сциборского убила спецслужба НКВД, а свернула это убийство на бандеровцев). Поэтому наш раскол, разъединение всегда будут использовать наши враги.
Возникает вопрос, почему наши политические партии не действуют единым фронтом, когда украинский язык, украинское государство под угрозой?
Единство нужно беречь всеми средствами, усваивая методы из мировой истории.
Взять для примера хотя бы Россию. Все понимают, что нельзя ограничивать использование русского языка на ее территории. А первые лица российского государства нашим правителям подсказывают, что в Украине это можно делать. Становится грустно и досадно.
Нашим политикам нужно найти общий стержень, который бы консолидировал наше общество. Таким стержнем может быть: настоящая национальная идея, достойная жизнь граждан без унижений и притеснений. А для того чтобы это произошло, нужно иметь в первую очередь национальную почву под ногами, настоящий украинский государственный ведущий слой.
Вышеприведенное должно побуждать нас к решительным действиям во имя Украины, во имя ее единства. Чтобы достичь единства в построении самодостаточного, настоящего украинского государства, необходим самоотверженный труд. Необходимо вывести Украину из глубокого духовного и экономического кризиса. Нашим правителям нужно вникнуть в проблемы всего украинского народа и решать их. А это способны сделать лишь национально сознательные, высоконравственные правители.
О таких, как Шептицкий, Огиенко, Кононенко и многих других, наш славный Иван Труш писал: «Нам нужно стоять... ногами на нашей земле, головой быть в Европе, а руками обхватывать как можно шире дела украинской нации».