Крымская встреча с Юрием Куклачевым
Отдыхающие из всех уголков бывшего Советского Союза в это знойное лето в солнечной Феодосии имели возможность посмотреть спектакли единственного в мире «Театра кошек» клоуна-дрессировщика, народного артиста России, Юрия Куклачева.
Я попросил у него автограф, а он согласился рассказать мне, как начинался его творческий путь. Оказывается, еще в отдаленных во времени 70 х прошлого века, когда его, рабочего одного из московских предприятий, в ранге лауреата всесоюзного осмотра художественной самодеятельности, вместе с другими лауреатами пригласили выступить на арене Московского цирка. После окончания своего выступления Юрий получил персональное приглашение на обучение в цирковом училище, что было его давней мечтой.
Четыре года занятий на отделении «клоунады» пролетели как один миг, и в 1971 году он закончил училище, получив профессию «клоун-пародист-акробат». Работая на аренах многих цирков страны в образе клоуна-пародиста, постоянно искал свой личный творческий облик, хорошо понимая, что в этом поиске везет единицам. Помог его величество случай. Будучи на гастролях, шел к цирку, и ему в ноги ткнулся мордашкой маленький пушистый котенок, которого перед тем кто-то без лишних колебаний выбросил на улицу. И тут у Юрия промелькнула мысль: а что, если начать дрессировать кошек и сделать с ними комический номер?
Кошка никому и никогда не подчинялась (помните Р. Киплинга) и подчиняться никогда не будет. Потому что она всегда живет так, как ей нравится. Секрет заключается в том, что не Куклачев дрессирует кошек, а они дрессируют его. Он за ними лишь внимательно наблюдает. Главное — нужно полюбить животное, и тогда, чувствуя это, пушистый друг ответит взаимностью. «Все общение начинается с игры, во время которой я очень внимательно слежу за животным, его характерными особенностями, которые поощряю и закрепляю при помощи ласки и внимания, — рассказал мне Юрий Куклачев. Животное само подсказывает, что ему больше по вкусу. Я только создаю под те или иные его шалости соответствующую сюжетную канву».
Его Стрелка, маленький котенок, которого Юрий подобрал на улице, вырос в красавицу-кошку, с которой он сделал акробатический номер с шестом, во время исполнения которого, цирк 20 минут вздрагивал от зрительсккого смеха, а дрессировщик, таким образом, нашел свой творческий облик, став клоуном с кошками.
А дальше был знаменитый номер «Кот и повар», имевший потрясающий успех у зрителя, с которым Юрий впервые выехал в 1973 году на заграничные гастроли в Румынию.
Постепенно номер расширялся, в нем появилось еще несколько котов и пес Паштет. В 1974 году театр Куклачева триумфально встречают на Кубе, а в 1976 году приглашают на гастроли в Канаду. Успех был сумасшедший. После выступления в Оттаве премьер-министр Канады П. Трюдо пригласил его с женой к себе домой на обед.
Юрий Куклачев — артист многожанровый. Он и жонглер, и эквилибрист, и каскадер, и фокусник, и дрессировщик. В своих книгах он неоднократно писал: «Клоун не тот, кто умеет смешить, а тот, кто умеет все делать». Именно это позволило ему получить безумную популярность среди детей и взрослых на пяти континентах Земного шара. Но и на этом он не остановился и в 1990 году с помощью московской мэрии воплотил в жизнь свою давнюю мечту, открыв в Москве первый в мире «Кошачий театр» («Кет Хауз»). Разместился он в помещении бывшего кинотеатра «Призыв» на Кутузовском проспекте.
За короткое время вместе с друзьями-единомышленниками —художниками, дизайнерами, фотографами они превратили загроможденное помещение в уютный и неповторимый мир «Театра кошек». В нем удобно и весело живется режиссерам, артистам, балетмейстерам и, конечно, их любимцам, главным героям действа кошкам и собакам, которых сегодня насчитывается уже более 120.
Среди интересных историй, которые я узнал от Юрия Куклачева, была и такая. Гастролируя в Англии, при требовании карантина на границе, его театр привез лишь часть животных. Поэтому были вынуждены обратиться к англичанам с просьбой подарить им своих любимцев, а часть новых «артистов» отловили прямо на улицах Лондона. И уже через три месяца «новобранцы» на равных работали с «ветеранами» в уникальном цирковом номере, признанным потом лучшим цирковым номером года в стране и удостоенным специального Диплома. Сейчас в фойе театра демонстрируется постоянная выставка кошек, созданная руками художников, — в жанре живописи, графики, керамики, деревья, металла.
В творческом арсенале мастера — пять программ.: «Похитители кошек», «Принц Щелкунчик и крысиный король», «Кошки и любовь», «Кот в сапогах против Карабаса-Барабаса», «Кошки из вселенной». На спектаклях театра как в Москве, так и во время многочисленных гастрольных путешествий по миру, всегда аншлаг — признак того, что труд актеров и дрессировщиков пришелся по вкусу уже нескольким поколениям родителей и детей.
Благодаря мэтра за интересный рассказ, напоследок добавлю еще несколько красноречивых фактов из его насыщенной творческой жизни, о которых он скромно не упоминал. Среди многочисленных призов и наград, кроме уже названных, есть также «Золотой Осказ» приз (зрительских симпатий), полученный им в Японии в 1981 году; приз «Серебряный клоун» — в Монте-Карло; Кубок журналистов мира (1987 год), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.
А почта Королевства Сан-Марино, в знак признания уникального таланта артиста, выпустила почтовую марку, посвященную Ю. Куклачеву, ставшему, таким образом, вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой высокой чести.
Что у россиян не вышло, у нас обязательно получится!
Предвыборное обещание БЮТ прекратить с 1 января призыв в украинские войска выводит из себя политических оппонентов Тимошенко. Исполнившись праведного гнева, они демонстрируют любовь к украинскому Отечеству и пекутся о его обороноспособности. А армия прекратит свое существование...
Если нашим вероятным противником считать всех, кто географически (геополитически) способен вести с нами войну, то с одними мы справимся одними шапками, с другими же не справимся ни при каких условиях, хоть армейский пуп надорви (все равно что из пушки сразить Стелс или Миг-29). Так что совершенно очевидно: армию можно существенным образом сократить. Например, отказавшись от призыва юношества.
Если сделать это в один момент, то возникает вопрос: что с 1 января будут делать отцы-командиры? — Служить. Организовав из своей среды компактную, высококвалифицированную, высокооплачиваемую, спаянную офицерской дружбой армию. За историческим рецептом советую обратиться к истории российской смуты начала прошлого века. Тогда наиболее боеспособные полки белой армии стопроцентно формировались из офицеров.
В России этот опыт остался невостребованным (еще во времена Ельцина с предложением его использования выступила В.Новодворская), и вот, проиграли белогвардейцы гражданскую войну. Но ведь известно: что русскому здорово, то немцу — смерть. Оборачивая эту известную аксиому и максимально обобщая понятие «немец» (т.е. нерусский, иностранец), получим: «Что у россиян не вышло, у нас обязательно получится».