Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

22 июня, 2007 - 18:57

Крепость- кинозвезда

Именно так без преувеличения можно назвать Хотынскую крепость на Буковине.

В свои почтенные 600 с лишним лет к славе ей не привыкать. В первой половине ХVIII века хвалебную оду «В честь взятия Хотына» ей посвятил русский поэт М. Ломоносов, а начиная с 60-х годов прошлого века довольно часто в Хотыне работали киногруппы почти всех киностудий Советского Союза, снимая исторические или приключенческие фильмы эпохи средневековья.

Среди приблизительно 30 снятых художественных и документальных кинолент наиболее известны «Стрелы Робин Гуда» (киностудия «Мосфильм») и «Русалочка» (общее производство советских и болгарских кинематографистов).

За последние годы в крепости проведен большой объем строительно-реставрационных работ, и со дня празднования 1000-летия основания Хотына она получила статус государственного историко-архитектурного заповедника.

Именно такой она приглянулась известному российскому режиссеру В. Бортко («Бандитский Петербург», «Афганский перелом», «Идиот», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита») для проведения на ее территории в феврале и летом этого года съемок ряда эпизодов киносценария исторического блокбастера под названием «Тарас Бульба. Запорожская Сеч», написанного по мотивам известной повести Н. Гоголя.

Основные съемки, которые уже начались на острове Хортица в Запорожье, будут проводиться в Санкт-Петербурге, Калининграде, Каменец-Подольском и в Польше. Для участия в киноленте приглашена большая группа украинских, российских и польских актеров.

Григорий ЗАСЛАВЕЦ, Черновцы

Куда течет время?

Однажды по дороге домой раздумывал, как начать записки о времени. Но когда сел над тетрадью, показалось, что забыл, с чего должен начать...

Собственно, начать можно со всего. Вот хотя бы с той старой груши, которую видел сегодня на меже перед Саками — теми, возле которых стоит церковь, описанная в легенде. Потому что на Подляшье груша — дерево метафизическое, именно на ней находили чудотворные иконы Богородицы и преподобного Антония Печерского, а на пеньках, когда эти деревья срезали, ставили алтари.

Не возле каждой груши произошло чудо, но каждая груша порождена временем — временем прорастания зерна, оставленного среди поля, и временем ежегодного воскресения зеленой листвы. Люди тоже рождены временем, и хотя люди — не деревья и зимой не погружаются в сон, а значит, имеют целый год в своем распоряжении, время с течением годов становится все гуще, все больше его не хватает...

И вот как раз вспомнил, с чего должен был мой сегодняшний рассказ начаться... Рассказывал мне один знакомый батюшка о девушке из наших подляшских мест, университетской преподавательнице в большом городе, которая приехала в родное село, чтобы присутствовать на весеннем богослужении по умершим. Как и все, пришла на могилки, где похоронены ее родители и, поскольку было еще время, вынула компьютер и начала писать — прямо возле могилы... Констернация тогда возникла среди присутствующих ее односельчан, в частности тех, которые по правилам хлебопашеского и церковного календарей на сельских нивах время свое проживают.

Дай нам, Боже, нынешние наши заработки и прежние расходы... Дай нам, Боже, нынешние возможности и прежние потребности!

В мифическом для нашего поколения сорокалетних времени «при царе» у людей было время. Потому что, хоть рожь руками сеяли и этими же руками жали — серпом, а не косой! — так еще хватало у них времени и силы в ногах, чтобы странствовать пешком к Почаевской горе и Киевским пещерам, о чем и сегодня поневоле вспоминаем, повторяя поговорку «Язык до Киева доведет!».

Позже началась механизация и урбанизация, и машины, которые начали нас спасать от тяжелого труда, отобрали у нас все время, а мы несемся в этих гонках со все новыми «потребностями» и не умеем остановиться даже над могилой своих родителей...

Куда же пропадает это время? Когда-то, еще будучи студентом и издавая «толстый» подляшский журнал «Основи» (немножко подпольный — «на правах рукописи»), просил пишущую по- нашему и постарше меня, профессиональными и семейными обязанностями уже обремененную поэтессу, чтобы стихи свои в печать давала. Она говорила, что не хватает ей на это времени, а я этого понять не мог...

Всегда это свое непонимание вспоминаю, когда сам вижу, что этого времени все меньше. Может, возраст, как яблоко, которое сорвано осенью, округлое, твердое и сочное, а когда пролежит до весны, становится вялым и подсохшим — если к тому времени не сгниет... А может, время, как засохшая грушка с этой сегодняшней дички на поле в Саках...

В чем феномен Андруховича?

Мой киевский знакомый прорецензировал литературное творчество Андруховича риторическим вопросом: «зачем нам такая культура?» Ну что ж, у каждого своя оптика...

Признаюсь, что современная украинская «постсоветская» литература появилась именно тогда, когда минуло время моего чтения произведений высокой литературы. А еще признаюсь, что никогда не читал много «великой литературы», ведь это игрушка для взрослых людей, а сколько можно играться? Хотя вспоминаю, я читал Эдгара По, Борхеса и некоторых других писателей, которые не делали в своих произведениях вида, что пишут о «настоящей жизни». Всегда более интересной мне казалась настоящая выдумка и фантастика, репортажи из путешествий, приключенческая литература с описаниями далеких стран...

Когда в киевской «Сучасності» была напечатана повесть Юрия Андруховича «Рекреации», прочитал я ее с интересом, даже восторгом. Этот интерес, как показалось, разделяли многие люди в Польше, не только украинцы, ведь во второй половине 90-х Андрухович стал самым популярным и читаемым в Польше украинским писателем (две книги с его эссе в польском переводе даже стоят у меня на полке). Где-то в первой половине текущего года вышел польский перевод «Перверзии» и я, поехав в мае во Львов, купил эту повесть вместе с «Московиадой». Читал их в хронологической последовательности и когда закончил чтение «Перверзии» (по несколько, иногда несколько десятков страниц на день), пришел к выводу, что книга была интересной, пока читалась. Когда «процесс» завершился и книга вернулась на полку, подумалось мне, что если Андрухович постмодернист, то этот постмодернизм... вот именно — что?

Может, и я поставлю такой вопрос: зачем нам такая культура? Ну как зачем — для развлечения! Понятно, что наша внутренняя жизнь не должна ограничиваться перистальтикой кишечника, но сколько же можно уставать от серьезных проблем, «поднимаемых» серьезными авторами в серьезных книгах? Жизнь земная — одна единственная, и какой смысл прожить ее без развлечений — пошалим, пока есть еще сила, пока труба зовет!..

Ну да, цитирование без существенной потребности — это якобы примета постмодернизма. А может, это черпание из глубины народных источников? Но из источника можно культурно пить, а можно и влезть в него с ногами и натворить мути.

Нет, Андрухович с ногами в источник не полез — он закатал рукава и старался что-то выгребать из дна этой мути, которую устроили уже без него. Но что он вытянул в зажатом кулаке, кроме песка? Он, вероятно, классику читать не будет, ведь Иван Франко, например, горит в горне и переплавляет песок из мутного источника в цветное стекло и выдувает сосуды-повести, в которые каждый читатель наливает сам себя и иногда удивляется, что ему их содержимое не очень нравится...

Юрий ГАВРИЛЮК

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ