Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Выйти из резервации

Детям-инвалидам нужна школа, доступная для всех
25 августа, 2005 - 19:43

Практически в каждой стране мира, и Украина не исключение, проживает много людей, которых за рубежом общество воспринимает как «людей с особыми потребностями», а мы намертво припечатываем односложным «инвалид». К сожалению, в нашем обществе сформировался устойчивый стереотип попрошайки-инвалида в коляске, который почему-то в данный момент находится вне резервации под названием «интернат». И в этом, фактически, виноваты мы все и не виновен никто: десятки лет проблема роста «инвалидизации» общества от нас как бы старательно скрывалась, а мы как бы не менее старательно этого не замечали. Но когда проблема выплыла на поверхность, оказалось, что мы не готовы видеть в людях, которым судьба послала тяжелые испытания, граждан с равными правами. Чтобы далеко за примерами не ходить, попробуйте представить, как человек в коляске может попасть в ближайший магазин, банк, собес, Пенсионный фонд, я уже не говорю о зданиях, в которых восседают госчиновники, а также учебных заведениях.

Я не зря говорил о равенстве. Ведь до сих пор в Украине человек с особыми потребностями за редким исключением приговорен либо к сидению в четырех стенах своей квартиры, либо к интернату. Последнее, вроде, и неплохо: человека кормят, за ним ухаживают, если это ребенок — его еще и учат. Но что такое общеобразовательная школа в целом? Это мини-модель общества, где школьники получают свой первый социальный опыт. Где этот опыт может приобрести ребенок, которого комиссия с гордым названием ПМПК (психолого- медико-педагогическая консультация. — Ред .) «пригвоздила» к интернату? Где и как он сумеет адаптироваться к взрослой жизни? Да нигде.

Калифорниец Брюс Куртис, директор программ Всемирного института по проблемам инвалидности, «вышел из тени» только благодаря образованию. «Я передвигаюсь на коляске, но чувствую себя полноценным человеком. Теперь, спустя много лет, я понимаю, что своей сегодняшней активной жизнью я обязан поступлению в колледж. Поэтому считаю, что образование должно быть для всех», — заявил этот известный в мире идеолог инклюзивного (интегрированного) образования.

Остается надеяться на то, что одинокие ростки инклюзивного образования (когда дети-инвалиды учатся не в интернатах, а в общеобразовательной школе), получат законодательную и финансовую поддержку государства. Один такой росток пробился на свет в Белой Церкви благодаря инициативе общества «Аюрведа», поддержке ЮНИСЕФ, партнерству с Детским оздоровительным центром «Шанс» и управлением образования, доброй воле дирекции и коллектива общеобразовательной школы №20. Первый в Украине системный проект интеграции в общеобразовательную школу детей, которые передвигаются на колясках, состоялся. Хотя и потребовал неимоверных усилий, терпения и выдержки. Этим шагом началась реализация гарантированных Конституцией Украины прав детей с особыми потребностями на качественное образование.

Однако в целом программа интеграции не была завершена — ведь наши дети учатся лишь на первом этаже школы, тогда как второй-третий этажи недоступны. Мы решили преодолеть и эту проблему, построив лифт. И, быть может, уже 1 сентября мечта наших детишек учиться в открытой для всех школе станет реальностью.

Да вот незадача: все то, что третий год происходит в Белой Церкви, является результатом энтузиазма небольшой группы людей, благо, нашедших понимание у местных чиновников и в Министерстве образования и науки. Посему следующим (вернее, параллельным) шагом стала эпопея получения законодательной поддержки наших усилий, чтобы эксперимент в отдельно взятом городе стал нормой для всей страны. Ведь таких школ должно быть, по крайней мере, по одной в каждом городе или районе и опираться они должны не на энтузиазм родителей детей с особыми потребностями и средства спонсоров, а на крепкую правовую базу и бюджетное финансирование. Как это делается в цивилизованных странах.

Что интересно, народные депутаты такую правовую базу в виде законопроекта № 6218 «Про образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» успели принять в первом чтении. Но не совсем глубокое понимание разработчиками законопроекта этой проблемы привело к обратному результату: простое копирование российского аналога (который не решил проблемы в самой России) не улучшает, а наоборот, может значительно ухудшить ситуацию. Фактически законопроект лишает родителей права выбора учебного заведения для своих детей, не решает проблему кадров (вводится понятие «ассистент учителя», ему вменяются конкретные обязанности, за которые никто платить не собирается), транспорта и других. Да и от использованной терминологии веет дремучим «совком».

С целью вовремя вмешаться и исправить ситуацию, мы вместе с партнерами из Львова, Киева, Ужгорода, Чернигова, Бродов, Днепропетровска предложили свои изменения и дополнения к упомянутому законопроекту и теперь стремимся получить поддержку законодателей в принятии этих изменений. Очень надеемся на их понимание. Поймут ли? Верим, что да.

После долгих поисков и ошибок мы начали более уверенно смотреть в будущее, поняли, что наша главная задача — определить проблему, предложить пути ее решения, выполнить это на локальном уровне, пролоббировать законодательную поддержку, подключить государство и двигаться дальше. Это, оказывается, возможно. И планов у нас — громадье. Вот только без поддержки не обойтись, и мы говорим об этом уверенно, но не всегда громко. Дело за «малым» — быть услышанными теми, кто принимает решения. Десятки тысяч украинских детей с особыми потребностями ждут вашей поддержки.

Валерий ПАНЬКО, менеджер Общества детей-инвалидов и их родителей «Аюрведа», Белая Церковь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ