Им — по 16—17 лет. Они молодые, энергичные, деловые и смешливые... И этим кардинально отличаются от многих взрослых, угнетенных экономическим кризисом, травмированных политическими междоусобицами, подавленных крахом больших планов и надежд. Беседуешь с тинейджерами и понимаешь: у них можно и нужно поучиться оптимизму, которого явно не хватает нашему обществу.
Анастасия ВОЛЧЕНКОВА, десятиклассница Херсонской школы №57:
— Среди хорошего, произошедшего в моей жизни за последнее время, могу выделить четвертьфинал городского межшкольного чемпионата Клуба веселых и находчивых. Я прошла кастинг, обошла 15 соперниц и была назначена ведущей состязаний. Кстати, получила от игры огромный заряд бодрости. Как много талантов среди моих сверстников!
По заданию городского ученического парламента (а я там в комиссии духовного развития и культуры) прошла еще один отбор и теперь две недели буду Снегурочкой. Вместе с Дедом Морозом будем поздравлять малышей во Дворце детского и юношеского творчества, в Доме учителя, на пешеходной улице Суворова. Опыт в этом деле имею, Снегурочкой еще с детсада «работаю». Да и недаром же занимаюсь в студии при Херсонском областном академическом муздрамтеатре и в вокальном ансамбле «Зорепад» при Доме художественного творчества. Между прочим, коллектив нашей студии готовит премьеру — спектакль «Волшебник изумрудного города». Приходите к нам 15 января. Не пожалеете.
А в школе у нас сейчас конец семестра, море контрольных. Пытаюсь подготовиться к ним как можно лучше. Ложусь спать в два ночи. Времени хронически не хватает, и это моя самая большая проблема. А вообще — у меня все нормально.
Владислав ЖИЖКО, ученик 11-го класса Херсонской общеобразовательной школы №28 имени А.С. Пушкина:
— Спрашиваете, что хорошего? Распрощались с физикой и биологией, их у нас читают циклами. Теперь начнем изучение других предметов. Скоро у нас Пушкинский бал. Ожидается много гостей. Готовим большую концертную программу. Сейчас идут интенсивные репетиции. Разучиваем не только стихи, но и полонез, вальс, мазурку...
Недавно у нас в школе прошла благотворительная акция: мы готовили новогодние подарки для воспитанников детского дома. Откликнулись все. Еще одна приятная новость: я установил собственный рекорд по подтягиванию на перекладине — три раза по 10. Мелочь — а приятно. А еще у нас ежегодно проходят футбольные и волейбольные соревнования между 11 классом и учителями. Как правило, выигрывают педагоги. Но в этом году мы с друзьями решили сломать эту традицию. Сойдемся в поединке сразу после новогодних каникул, а пока что — тренировки. Да, чуть не забыл, мы начали подготовку к выпускному балу.
Ну а теперь — о наболевшем. Больше всего переживаю за ВНО (тестирование). Напрягает то, что все время в его проведение вносят какие-то изменения. Скажем, если раньше достаточно было набрать по некоторым предметам 120 баллов, то теперь следует 140. Вот я, например, собираюсь поступать в Херсонскую государственную морскую академию. Конкурс там огромный. Несмотря на то, что наша школа одна из лучших в городе, занимаюсь с тремя репетиторами. Занят так, что иногда поесть не успеваю...
Екатерина САБЕН-ГУЗ, ученица 10-А класса Херсонской гимназии №20:
— Недавно наш танцевальный коллектив «Барвінок» вернулся из Киева, с конкурса «Мир талантов», проходившего в театре оперетты. Правда, у нас был не самостоятельный номер, мы выступали в качестве подтанцовки. Однако как бы то ни было, а первое место досталось именно нашему номеру!
Кроме танцев, которыми занимаюсь с пяти лет, у меня есть еще одно увлечение — театр эстрадной песни «Тик-так», который работает при Дворце детского и юношеского творчества. Таким образом, считайте: трижды в неделю у меня танцы, трижды — пение, по субботам — два часа занятий английским языком. А в гимназии — по семь уроков ежедневно, к которым тоже нужно серьезно готовиться. Получить плохую оценку не хочется. Пытаюсь грамотно распределять свое время и успевать везде. Правда, получается не всегда, но я стараюсь...
Самая большая же моя проблема — отсутствие учебника по алгебре. Так получилось, что перед 1 сентября меня не предупредили и я не смогла вовремя получить учебники. Четырех мне не хватило. Потом геометрию, историю Украины и информатику (пусть и не спецкурс, а базовый) мне нашли. А вот алгебру так и не смогли. Я мобилкой фотографировала домашние задания из учебников одноклассников. Спустя некоторое время нашла часть задач в интернете, «вКонтакте». А теперь мои запасы исчерпались, а учебника как не было, так и нет. Очень неудобно, тем более что, кроме задач, нужно еще и правила учить.
Александра ФАДЕЕВА, ученица 11-го класса Херсонской общеобразовательной школы №15:
— Я занимаюсь в школьном научном обществе «Юные интеллектуалы», которое работает при Херсонском отделении Малой академии наук. В этом году решила принять участие в конкурсе поисковых и творческих работ «Украина в Европе, Европа в Украине: глазами молодежи 2011—2012». Проходит этот конкурс среди школьников Крыма, Николаевской, Одесской, Херсонской, Днепропетровской, Запорожской и Полтавской областей при поддержке фонда «Відродження».
Как раз дописываю свой проект под названием «Взаимопроникновение западноевропейской архитектуры конца ХІХ — начала ХХ веков и херсонского зодчества». Никого из моих друзей и учителей этот выбор не удивил, ведь они давно знают, что я мечтаю стать архитектором. Очень довольна, что взялась за эту тему. Много интересного узнала о родном городе, его истории. Жаль, что для значительной части моих ровесников старый Херсон остается неизвестным, ведь часто исторические здания не реставрируются, не восстанавливаются, а разрушаются. Между тем вместе с ними исчезает целый культурный пласт нашего южного города.
Вообще, свободного времени у меня сейчас очень мало. Нагрузки в выпускном классе, сами знаете, большие, а учиться я привыкла на совесть. Кроме того, учусь в художественном лицее. А еще дополнительно занимаюсь с тремя репетиторами. Но на хорошие книги времени тоже хватает. Начала читать роман Рея Бредбери «Вино из одуванчиков». Какая теплая, добросердечная книга! Спрашиваете, когда я все успеваю? Честно говоря, сама не знаю, но такая жизнь мне нравится: сидеть без дела не могу, чем больше у меня дел, тем сильнее желание справиться с ними всеми. Напряженная обстановка стимулирует, не дает расслабляться...
Однако когда начинаю думать о будущем поступлении в высшее учебное заведение, на душе становится тревожно, потому что понимаю, что шансов учиться на бюджете у меня мало — я не сирота, не инвалид, у меня нет никаких льгот. А бюджетных мест не так уж и много. И как бы ни старалась, какие бы таланты ни демонстрировала, за будущее образование придется платить. Моим родителям это будет сложно, им придется вытянуться в ниточку... Хотя я из тех, кто верит в чудеса, и не только новогодние (ну куда же без этого?). Хочется думать, что все у меня будет хорошо.