«День» уже неоднократно затрагивал тему качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и обоснованности установленных на них тарифов. Но, как свидетельствуют письма наших читателей, на местах мало что изменилось. Чуть теплые батареи отопления, хроническое отсутствие горячей воды вызывают многочисленные нарекания жильцов. К тому же коммунальщики еще и начисляют за некачественные услуги по «полной программе». Жалобы в различные инстанции мало что дают — наш отечественный бюрократ изобретет десятки причин, чтобы вы еще и оказались виноватыми. Печатая сегодня письмо Л. Шандобиловой из Днепродзержинска и комментарий представителей местной власти, данный корреспонденту «Дня», мы хотим лишний раз напомнить о существовании соответствующего постановления Кабинета Министров Украины (пояснения к нему см. в «Дне» от 8.11.2000 г.), дающего жильцам возможность эффективно отстаивать свои права потребителей коммунальных услуг.
Уважаемая главный редактор газеты «День» госпожа Лариса!
Простите, что обращаюсь только по имени, ибо не знаю, как ваше отчество.
Недавно я посмотрела передачу «Свобода слова» с вашим участием. Возможно, уверенность в ответах на вопросы, хорошее знание тех проблем, которые обсуждались в эфире, подтвердили мое мнение, что вы человек ответственный, серьезный и взвешенный. Это побудило меня обратиться именно к вам с просьбой осветить на страницах газеты «День» проблему, которая не дает покоя не только мне.
То, что происходит с теплоснабжением в нашей квартире, можно назвать грабежом. Отопительный сезон закончился и, казалось бы, нужно забыть о холоде (+13) в наших квартирах зимой с 18 ноября по 5 апреля. Я пишу именно точные даты начала и конца отопительного сезона, чтобы было легко подсчитать: тепло подавалось только 4,5 месяца, из которых, скажем, в декабре 10 дней тепла не было совсем, а в другие — дней пять — шел так называемый «недогрев», который можно назвать просто холодом. В нашем доме девять этажей, подача тепла в подвале как низшей точке составляла +35 о , так какое тепло могло быть на верхних этажах? А если учесть то, что в нашем доме за последние пять лет не чистили батареи, то о тепле можно забыть вообще. Но почему-то наша городская власть приняла решение на протяжении всего года брать плату за тепло. Если в декабре она составляла 28 коп., в феврале и январе — 44 коп., то почему-то в летние месяцы плата за тепло достигла 84 копеек за квадратный метр площади. Возможно, потому было принято такое решение, что так удобнее нас обдирать. Мало того, что зимой мы мерзли, дети болели, так мы должны оплатить по 1200—1300 гривен за холодный воздух в комнатах. Как можно ставить такие грабительские цены не за подачу тепла, а за его отсутствие?
Но это только часть проблемы. В нашем доме платят как за тепло, так и за другие услуги только треть обитателей, а в доме проживают 36 семей. О неудовлетворительном состоянии системы теплоснабжения в нашем доме знают в ЖЭКе, в горисполкоме, но ничего не делается. ЖЭК игнорирует наши заявления, а городская власть отсылает наши письма опять же в ЖЭК. Поскольку я платила за тепло, то и обратилась в ЖЭК за актами, которые бы подтвердили забитость стояков и дали бы мне право платить за фактически полученное тепло. Но сколько сил, времени и здоровья мне это стоило! Почти каждый день ко мне приходили то комиссия из ЖЭКа, то инженер, то начальник А. А. Беличенко, и все решали, а на самом деле оттягивали время, чтобы не дать эти акты. Но когда я и получила некоторые из них, они оказались юридически недействительными. То не было подписи теплосетей, то не зарегистрированные. Финалом моих хлопот стало то, что у меня обнаружили нестандартные батареи, обвинили меня в том, что я ворую тепло у соседей. Это меня шокировало.
Я мерзну, в комнатах холод невероятный, а меня обвиняют в том, что у меня жара, как в Сахаре. Я обращалась к депутату нашего района и была удивлена не меньше, чем действиями других чиновников. Депутат меня выслушал, поплакался и посоветовал все проблемы решать самой, ибо никаких актов я не получу. У меня создалось такое впечатление, что живем мы на острове среди дикарей, где нет власти, законов, наших прав. Почему-то, когда на телеэкранах рассказывают о состоянии экономики, долгов населения за тепло и другие услуги, замалчивают причины, которые ведут к этим астрономическим долгам. В нашем доме есть люди, которые не платят вообще ни за что свыше четырех — пяти лет. Они мыслят так: не выселят, ибо таких, как мы, много. Мы зашли в глухой угол. Я считаю, что платить за услуги надо, но только за те, которые мы получаем фактически. У меня приватизирована квартира, но юрист мне сказал, что я должна платить за жилье, как и раньше, до приватизации. Тогда что дает мне эта приватизация? Неужели и это снова обман? Не много ли нас обманывают?
После всех своих мытарств я пришла к выводу, что хочу отказаться от всех услуг как ЖЭКа, так и теплосетей. Но и это оказалось непросто. Сначала я хотела обратиться к председателю горисполкома Швецу, но прочитала объявление о том, что, чтобы попасть на прием, нужны три документа: справка о составе семьи, справка о заработной плате за три месяца, справка о состоянии здоровья.
Этот перечень, особенно последний документ, меня чрезвычайно возмутил. Я не думаю, что председатель горисполкома желает знать, как работают и в каком состоянии мое сердце или печень.
Так, решая проблемы с теплоснабжением в своей квартире, я натыкалась на такие бюрократические преграды, что даже не почувствовала разницы между теперешней Украиной и той, которая была 10—20 лет назад.
Я прошу вас не оставаться безразличной к нашим проблемам. Я считаю, что они касаются всех. Я никогда не делала долгов, ведь наши долги останутся нашим детям, а этого я очень боюсь и пугаюсь даже мысли об этом.
Уважаемая госпожа Лариса, подскажите, к кому обратиться, чтобы нам помогли решить эту ситуацию законным путем, честно. Если мое письмо не может стать материалом для статьи в вашей газете, то, пожалуйста, пришлите мне ответ.
К кому обратиться в Верховной Раде по вопросу теплоснабжения, а также как обратиться в комиссию, которая разрабатывает жилищный кодекс? В свободном государстве не могут жить несвободные люди, ведь долги — это кабала.
С уважением Л.В. ШАНДОБЫЛОВА, Днепродзержинск
КОММЕНТАРИЙ
«Ситуация с теплоснабжением в нашем городе ничем не отличается от той, которая сложилась по всей Украине», — так прокомментировала письмо своей землячки, гражданки Шандобыловой Л.В. руководитель пресс-службы городского головы Днепродзержинска Зоя ГАЙНУЛЛИНА . «К сожалению, — сказала она, — уровень платежеспособности населения при сложившихся тарифах на коммунальные услуги, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Из-за этого, прежде всего в отопительный сезон, не раз возникали проблемы с получением газа, за который теперь нужно вносить предоплату.» Тем не менее, как сообщила глава пресс-службы, городские власти и коммунальные службы города учитывали «недогрев» батарей центрального отопления из-за низкой подачи тепла и в связи с этим производили перерасчет отплаты. Этим и объясняется, что в зимние месяцы ее размер был ниже, чем установленные 84 копейки за квадратный метр.
Но дело в том, что оплата за тепло всегда распределялась на двенадцать месяцев календарного года. Эта практика существует с советских времен для того, чтобы «облегчить» груз коммунальных платежей в отопительный сезон, а в летние месяцы — чтобы были средства на ремонт и обслуживание теплосетей. Из-за перерасчетов в зимнее время и создалась «иллюзия», что летом оплату берут выше, чем зимой.
Впрочем, в Днепропетровском горисполкоме признают, что система предоставления коммунальных услуг нуждается в коренной реформе, но решить ее можно только на государственном уровне. В частности, много нареканий вызывает работа ЖЭКов. Заместитель главы комитета по строительству, архитектуре и коммунальной сфере Владимир Гладнев, например, не удивляется тому, что ЖЭКи не хотят составлять акты, по которым потребители могут потребовать возмещение ущерба. Многие жители города, как говорит г-н Гладнев, не желают платить, в свою очередь, за неоказанные услуги и отказываются от теплоснабжения и горячей воды. Некоторые из них ставят в домах и квартирах автономные системы, но иногда, из-за конструктивных особенностей системы центрального отопления, отключить потребителей невозможно и возникает тупиковая ситуация. Выход, возможно, заключается в том, чтобы создавать товарищества домовладельцев и ставить терморегуляторы и счетчики тепла и горячей воды в каждом подъезде или многоквартирном доме. Пока такой роскошью, из-за высокой стоимости, обзаводятся лишь учреждения и предприятия, и экономия получается весьма существенной. Населению, конечно, нужно бы предоставлять на это кредиты, и подробные планы существуют на уровне области, но недостаток финансирования не позволяет говорить о существенных сдвигах. Местному бюджету это не под силу вообще.
Между тем в самом Днепродзержинске, в частности в Институте энергосбережения местного технического университета, уже готовы оказать помощь всем желающим установить в домах и подъездах счетчики и автоматические регуляторы. Профессор университета Александр САДОВЫЙ сообщил, что подобными комплектами уже обзавелись и сам университет, и пять школ левобережной части города. Стоимость такого комплекта — 20 тысяч гривен, а счетчика, который можно установить в подъезде или многоквартирном доме, — 8—9 тысяч гривен. А. Садовый заверяет, что в этом случае жильцы будут экономить от 30 до 50 процентов оплаты за теплоснабжение, а расходы окупятся за три — четыре месяца, т.е. в течение отопительного сезона. Как бы там ни было, но в днепродзержинской мэрии пока не могут вспомнить таких примеров, чтобы жильцы проявили подобную инициативу и выложили свои кровные за установку автоматических регуляторов и счетчиков в многоквартирных домах.
Кстати, по словам той же Зои Гайнуллиной, работа с обращениями граждан в Днепродзержинске поставлена хорошо. Опыт показал, говорит она, что многие заявители, желающие попасть на прием к мэру, не могут четко объяснить свою проблему, а иногда и неадекватно оценивают ситуацию, которая их тревожит. Для того, чтобы разобраться, нужно запрашивать массу документов и справок. Поэтому городской голова Николай Швец ввел новый порядок работы с обращениями граждан. Теперь перед приемом у мэра специалисты горисполкома выслушивают заявителя, собирают необходимые справки, в зависимости от самого вопроса, и заносят их в компьютер. Сам прием теперь длится недолго, потому что городской голова не только владеет всем объемом информации, но и успевает решить проблему. А заявителю сообщает уже результат. Таким образом эффективность этой работы поднялась в несколько раз, и в течение дня мэр успевает принять до 70 посетителей!
ОТ РЕДАКЦИИ. Надеемся, что мэр Днепродзержинска Николай Швец благодаря нововведениям в порядке приема граждан найдет несколько минут и для того, чтобы услышать нашу читательницу.