Помещая на страницах «Почты «Дня» (№231 за 2002 г.) ответ редактора отдела «История и «Я» Сергея Махуна «Пантеон на банкнотах» на вопрос нашего читателя, кого из украинских исторических деятелей он поместил бы на банкнотах, мы и не подозревали, что тем самым даем «затравку» для дискуссии. Но, похоже, осмысление нашей истории и роли личностей в ней каждым из нас настолько разнопланово, что читатели решили всерьез подискутировать и на эту тему. В «Дне» №9 от 18 января было опубликовано письмо доктора исторических наук В. Отрощенко «Фигуры на купюрах», а сегодня своими предложениями (не без юмора) делится журналист Андрей Глазовой. Ну что ж — мы это только приветствуем. Вот только не решит ли Нацбанк по итогам нашей дискуссии выпустить новые купюры уже с другими портретами?
Откровенно говоря, опубликованные в минувшем субботнем выпуске «Почты «Дня» ( «Фигуры на купюрах», «День», №9 от 18 января ) предложения доктора исторических наук В. Отрощенко меня сильно озадачили. В его пантеоне национальных героев ни одного деятеля культуры, ни одной женщины — сплошь воины. При всем моем глубоком уважении ко всем предложенным г – ном Отрощенко историческим персонажам, имею нахальство заметить, что у всех у них поголовно, от князя Святослава до Степана Бандеры (не по их воле, а в силу суровых исторических реалий) — руки по локоть в крови. Неправедной ли, праведной ли, украинской или народов- соседей: подобает ли вникать в это в Году Божьем 2003-ем?
Отчего, в самом деле, на прежней тысячемарковой германской банкноте — не князь фон Бисмарк, глубоко мною лично уважаемый за блистательный парадоксальный ум и неподражаемое чувство юмора, а сказочники братья Гримм? А на прежних франках — Делакруа, Сент-Экзюпери, Сезанн... Но отчего-то не великий Наполеон. Осмелюсь предположить — это чтобы не напоминать лишний раз о крови и ужасе минувших эпох. Впрочем, и сегодня хватает и крови, и ужаса — притом без портретов завоевателей на банкнотах.
На евро вообще нет никаких портретов: ну ладно, это понятно — на всех европейских титанов никаких евро не хватит. Но не было портретов и на очаровательно-авангардных по оформлению голландских гульденах (такие ведь красивые деньги были!). На гульденах — тюльпаны, маяки, подсолнухи, птицы... Даже маленькая серая мышка на стогульденовой купюре.
Если уж однажды всерьез встанет вопрос о смене образа национальной валюты, хочу представить некоторые слегка шутейные личные соображения на этот счет.
Вариант первый: «Як за цісаря». На австро-венгерских банкнотах (а после падения империи — на некоторых купюрах Чехословакии и Венгрии) печатали просто хорошенькие девичьи и женские личики. Безо всяких подписей, так, для красоты. По-моему, неплохая идея. Тем более, уж с чем-чем, а с красивыми женскими личиками в Украине проблем нет...
Вариант второй: отчего бы не репрезентовать на банкнотах, как это делается во многих странах, историю и культуру державы? И не только Украину и Русь, но и существовавшие здесь некогда цивилизации трипольцев, киммерийцев, скифов, сарматов и так далее? Может, хоть вертя в руках купюру, нынешний украинец задумается о том, сколько тысячелетий и великих культур создавали нас, нынешних?
И, наконец, третий вариант: во многих странах (отчего-то все больше тоталитарных) на банкнотах помещают героико-аллегорические изображения современников. Вспомним храбрых солдат, трудолюбивых крестьян и мускулистых рабочих с рублей Сталина, рейхсмарок и оккупационных карбованцев. Можно следовать и по этому пути. Предлагаю в таком случае сюжеты: учитель в ожидании прошлогодней зарплаты; шахтер в аварийном забое; офицер-ракетчик, запускающий ракету; народный депутат, наносящий коллеге увечья средней тяжести; олигарх, покупающий новый «Бентли»; экс-премьер, пересекающий границу с панамским паспортом; киллер в засаде на журналиста. Ну и так далее. Есть простор для фантазии, не так ли?
Что же касается князей и гетманов, они бесспорно заслужили место на деньгах — это ведь своего рода массовый ликбез. Так отчего бы не чеканить их на пока что унылых металлических гривнах и двухгривневых монетах? Тем более, что Украина может справедливо гордиться своими блестящими художниками- медальерами — чего стоят Николай Кочубей и Роман Чайковский. Действительно гениальная монета последнего «Рождество» не только признана самой красивой монетой 2000 года, но и стала широко использоваться в народе как медальон-образок.
…А все-таки симпатичная мышка на голландской сотне смотрелась бы куда дружелюбнее какого-нибудь грозного усатого полководца…