В прессе высказываются противоречивые мнения относительно переноса духовного руководства Украинской греко-католической церкви из Львова в Киев. В статье «Насилие против совести» («День» № 37) Клара Гудзик тоже определяет это решение как «двузначное по возможным результатам», потому что в Киеве греко-католики «в глубоком меньшинстве».
Действительно, этот перенос задевает интересы некоторых церковно-политических сил. Но с точки зрения нормального функционирования, любой более-менее крупной религиозной организации в Украине (оставляя в стороне вопрос так называемых канонических территорий) расположение руководства в Киеве является необходимым, потому что церковное руководство занимается не только внутрицерковной деятельностью. Его важное задание — создать благоприятные условия для функционирования своей церкви. А для этого оно вынуждено поддерживать постоянные контакты с центральными руководящими органами страны, с руководством других церквей и религиозных организаций, а также с зарубежными религиозными и политическими деятелями. Кроме того, в столице почти регулярно происходят разнообразные важные мероприятия (конференции, собрания, встречи и тому подобное), присутствие на которых членов руководства такой довольно влиятельной церкви как УГКЦ могут быть весьма полезными для всех участников.
Значительную роль при разрешении многих проблем играют личные контакты, они часто приносят больше пользы, чем десятки телефонных разговоров и писем в Киев (или обращений к местным органам).
Слишком много времени и энергии тратит руководитель церкви и другие лица, которым даже на всего часовую встречу нужно добираться из Львова или Одессы в Киев. Знаю это хорошо, потому что четыре года представлял Немецкую евангелистско-лютеранскую церковь Украины во Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций.
Трудности общения с центральной властью Украины с далекого расстояния обусловлены еще и очень плохой организацией ее работы. Приглашения на важные заседания поступают за неделю или в лучшем случае за две недели до начала соответствующего мероприятия, хотя в руководящих органах церкви все время уже распланировано заранее. После того, как в конце концов с большим трудом сделаны изменения в планировании, вдруг поступает сообщение о перенесении срока соответствующего мероприятия или вообще о его отмене. Было и такое, что мне поступило сообщение о перенесении заседания, когда я уже сидел в поезде. Уже пора нашим чиновникам поучиться у западноевропейских коллег, которые все важные мероприятия (заседания, встречи, конференции и тому подобное) планируют на весь год вперед — с указанием дат и времени начала! — и не отменяют своих решений.
Существуют и другие проблемы, требующие постоянного пребывания в столице руководства больших церквей. Поэтому размещение духовного управления УГКЦ в Киеве вполне соответствует как интересам этой церкви, так и интересам других организаций и лиц, заинтересованных в постоянных контактах с руководством украинских греко-католиков. А таких организаций и лиц много.
Относительно того, что в Киеве греко-католики состоят в меньшинстве, то пример Вселенского православного патриархата и Турции доказывает, что это не страшно, и даже дает свои преимущества. Находясь на некотором расстоянии от основной массы своих верных, духовное руководство освобождает себя от разрешения многих мелких проблем, которые охотно на него перекладывают местные церковные иерархи, избегая самостоятельности и ответственности. Да и неужели киевские православные позволят себе обращаться с христианами другой конфессии хуже, чем турки обращаются с православными?