Вспоминаю, как в конце горбачевской перестройки, а на идеологическом и информационном фронте — настоящей оттепели, журналисты активно взялись за рассекречивание различного рода спецподразделений, которыми пользовалась компартийная верхушка. Тогда в поле зрения общественности попали спецмагазины, столовые, теплицы, фермы, санатории, дома отдыха и даже сауны и бронированные автомобили. Не говоря уже об элитных домах и коттеджах, обнесенных высокими заборами и с наличием усиленной охраны. Все эти объекты не только принадлежали к секретным, но и считались по сути государственной, а следовательно- партийной тайной, за разглашение которой, но по другой статье можно было попасть и за решетку, в том числе рядовым членам партии. Поэтому каждый такой факт, вытянутый журналистами из тени вызывал тогда и удивление, и возмущение. Ведь компартийная пропаганда постоянно акцентировала внимание на том, что все перед партией равны. А оказалось, что были, как говорится и «более равные».
В начале независимости этот процесс, который острословы назвали «выворачиванием карманов» еще больше активизировался. Происходило что-то вроде экспроприации. Часто — в самих себя. Отличие между 1917 годом заключалось только в том, что большевики разрушали все буржуазное до основания, а вчерашние компартийцы, которые дорвались до власти и к якобы государственному, а на самом деле компартийному имуществу, относились к нему осторожно, с прицелом на его будущую прихватизацию. Так оно впоследствии и произошло. И речь не только о предприятиях, которые известно каким образом оказались в руках людей далеко не государственного мышления, а тем более не сторонников защиты государственных интересов. Об этом знают все. Но не всем известно, что никуда не исчезли ни спецфермы, ни спецсанатории, ни спецбольницы, ни спецохотничьи хозяйства, ни спецтеплицы и т.д. Их почти по-братски разделили между собой администрации президента, Верховной Рады и Кабинета Министров. И содержат за немалые государственные средства. Причем каждая из этих верхушек власти имеет свою, так называемую «ДУСю», которая ревниво бережет и охраняет свои спецобъекты своими закрытыми спецуказами, спецрешениями и спецпостановлениями.
Так что наследственность в этом передается, как эстафетная палочка, — из рук в руки, независимо от того, кто занимает должность президента Украины, премьер-министра или председателя Верховной Рады. Как говорится, сыто питаться и роскошно жить хотят все. Тем более — за счет государственного бюджета. И не имеет значения ни цвет партийного знамени и билета, ни политическое мировоззрение, ни идеологические основы. Как писал Павло Глазовый, «біля корита всі однакові, єдині: червоні, білі, в смужечку і сині».
Поэтому ничего странного нет в том, что практически каждый высокопоставленный чиновник, а прежде всего, министр или глава какого-то ведомства, начинают свою деятельность не с углубления в государственные дела, не с собственной концепции развития отрасли, а со смены служебно-персональной машины и обустройства рабочего кабинета. Мало кто ограничивается только перестановкой стульев. В основном меняют всю мебель, ковровые дорожки, перекрашивают стены по вкусу шефа, а порой даже под цвет его глаз. Хотя год или меньше тому назад предшественник делал то же самое. А почему бы не представить себя типичным князьком, которому за государственные средства все дозволено. Причем этот ремонт проходит с большим размахом, с привлечением наилучших мастеров, которых выискивают по всей Украине. И делается это на глазах у работников, которым часто приходится работать в особо сложных условиях. Но они терпят и молчат. И кому пожалуешься, если Счетная палата Верховной Рады и КРУ регулярно проводят проверки и ревизии, после которых называются огромные суммы денег, израсходованных на персональные безделушки высоких чиновников. Но ни один из них после этого не понес личные финансовые потери, заплатив из собственного кармана штраф. Поэтому все продолжается, как в старой и известной пословице — «Собака лает, а караван идет». Зато убытки терпит государство и не на один миллион гривен, которые сегодня не были бы лишними, в частности, в Пенсионном фонде Украины. Но на эти средства в предыдущие годы не обращали внимания.
Лифт для министра
Но наиболее оригинальным среди всех высокопоставленных чиновников за последние пять лет оказался экс-министр Министерства охраны окружающей природной среды Украины Василий Джарти из прошлого правительства Виктора Януковича. И дело не в том, что по своим профессиональным знаниями и трудовым достижениям он оказался не в том кресле. Это в практике наших правительственных команд считается сейчас «партийной целесообразностью». Новоиспеченный министр просто перепутал государственное министерство с коммерческим офисом. А старшие коллеги по партии и по правительству дали ему полную свободу действий. Поэтому с донецким размахом взялся он за обустройство не только отдельно взятого персонального рабочего кабинета, а всего отдельно взятого шестого этажа, который неофициально объявили вотчиной министра. Поэтому тех, кому предоставить на этом этаже кабинеты, а кого переселить ниже — определял уже сам шеф. Соответственно, количество работников министерства достойных личного общения с министром была резко ограничена. Особенно для высококвалифицированных специалистов с солидным стажем, которых возмущала некомпетентная политика не в интересах государства. Их просто сокращали.
Попасть на шестой этаж можно было только по специальным пропускам. И то лицам, которых персонально определял министр. По существу этаж был объявлен... закрытой зоной министерства. Соответствующим образом происходило и общение с сотрудниками. В основном, через охранников министра. И то только через порог дверей. Каким-то другим способом попасть на прием было невозможно. Чем не спецобъект нового образца? Бывшим компартийным министрам и присниться такое не могло.
Но и это еще не все. Фантазия министра пошла дальше. Ему оказалось недостаточно закрытого, изолированного этажа, бронированных дверей, персональной охраны, ограниченного доступа не только в кабинет и приемную, но и вообще на этаж, где были рабочие места заместителей. По указанию министра был оборудован еще и спецлифт, который обслуживал персонально только его и наиболее доверенных лиц, которые знали секретный код.
К счастью, поездить персональным служебным лифтом министру-регионалу пришлось недолго. И не потому, что охранники, как караул возле кабинета известного вождя, устали. И тем более не потому, что высшее руководство указало министру, который действовал как в собственном особняке, на его поведение, мягко говоря, недостойное высокопоставленного государственного служащего, члена правительства. Наоборот, если бы правительство Януковича продолжило свое, по словам первого экс-вице-премьера Николая Азарова, «успешное» руководство государством, опыт Джарти имел бы последователей. Желающие пойти по его пути уже появились. Но просто изменилась правительственная команда и пришлось опускаться книзу. Вместе с охраной. Но ,как и следовало надеяться, без возмещения нанесенных убытков.
Поэтому не удивительно, что в прошлое вместе с предыдущим министром отошла только его охрана. Все остальное, о чем шла речь выше, новый министр Георгий Филипчук не только с удовольствием унаследовал, а и продолжает совершенствовать. Хотя, казалось бы, наоборот- ведь досталась ему эта должность по квоте парламентской фракции БЮТ, в правительстве Юлии Тимошенко, которое якобы пытается осуществлять «украинский прорыв» совсем другими методами. Во всяком случае на словах. Но для министра Минприроды слишком уж привлекательными оказались новации предшественника. Поэтому пока что изменились только коды и немного расширился круг доверенных лиц, которые с собственного благословения министра могут пользоваться его лифтом и входными дверьми на шестой этаж. Правда, даже не все руководители департаментов удостоены такой чести. А что касается руководителей отделов или специалистов ниже рангом, то их общение с министром практически невозможно даже при острой служебной необходимости. Вас пошлют по министерским лабиринтам. А тем более, если это ваша собственная инициатива или личный вопрос. Министерские спецправила такое общение не предусматривают. Так что правительства и министры приходят и уходят, а специальный дух остается.
Поверьте, никогда бы не мог подумать, что министерство, которое по содержанию и форме своей деятельности должно быть наиболее открытым и прозрачным для общества, станет для него закрытой зоной. Ведь, в первую очередь, оно обязано заботиться о безопасности окружающей природной среды, состояние которой зависит, в том числе, от участия общественности. Сам собой напрашивается вывод, что на том изолированном этаже, который с окружающим миром связывает только специальный лифт за бронированными дверями, идет совсем другая жизнь: тайное, непрозрачное и не всегда в интересах государства. Иначе для чего создавать такие специальные условия для руководства министерства? Исходя из последнего заседания Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и действительно не все чисто и прозрачно в этом полузакрытом «королевстве». Но это уже компетенция других органов.