Пятидесятилетие со дня смерти Степана Бандеры (дня убийства), которое мы отмечаем 15 октября, осталось незамеченным общественностью. СМИ проигнорировали эту дату. И это в год, когда мы отмечаем столетний юбилей Бандеры. В то же время, недавно мир вспоминал еще одну действительно достойную личность — Мохандаса Ганди. Казалось бы, обычное дело, когда страна чествует своего героя и мир признает это. Но почему же мы молчим?
Степан Бандера и Мохандас Ганди, Запад и Восток, Война и Умиротворение. На самом деле, между Бандерой и Ганди очень много общего. Самое главное — это пассионарность. Хочу заметить, что оба были не просто политическими лидерами народов, они — символы своих государств в ХХ в. Борьба любым путем за украинское государство породила Бандеру-легенду. Безнасильственная борьба Ганди за правду, за независимость Индии подняла его на вершину. Разные методы, различные идеи, но одна борьба — битва за независимость своей страны. Оба стали лидерами национальных революций и пошли на самопожертвование. И Ганди, и Бандера смертный приговор приняли еще при жизни.
Ганди воплотил в себе тысячелетнюю восточную философскую традицию духовного сосредоточения на самом себе. «Великий духом» поднял индийский народ на борьбу с одной из крупнейших на то время империей. Ненасилие — это отнюдь не повиновение, это ежедневная борьба как с врагом, так и с собой.
Бандера же, яркий представитель Окцидента, борец-практик. Следует понять, что Бандера избрал единственно возможный способ борьбы с большевиками. Если не умрешь в бою, то все равно погибнешь дома или на ссылке только из-за того, что ты — украинец. Волюнтаристская философия Бандеры позволяет человеку самому выбирать свой путь, самой нации бороться за свое государство.
Бандера является воплощением исконного украинского характера рыцаря. Это и сущность, которая присуща украинцу времен и Киевской Руси, и казачества. Столетнее воспитание чужеземными правителями крепостных дало свои результаты, однако не стерло генетический код (потому что это невозможно). Первая половина ХХ в. — это рыцарская эпоха, такая же, как, скажем, национально-освободительная война Хмельницкого. Целое поколение украинцев сознательно назвало себя бандеровцами. Потому небезосновательно можно надеяться на возрождение рыцарского духа и в начале ХХІ в. Широкомасштабная пробандеровская информационная кампания может кардинально изменить лицо современной Украины. Следует понять, что Бандера не разъединяет украинцев, он создает бездну только между украинцами и «советскими людьми» (читайте «гречкосіями»), которых не так уж и много. Опасность в этом есть только для России и пророссийских политиков в пределах Украины. Именно пассивность большой части украинцев сохраняет наше государство в постколониальном, а информационно еще абсолютно зависимом, положении. И Бандера, и Ганди полностью отрицали пассивность.
Большим преимуществом Индии является то, что политики, руководители страны стали последователями Ганди. Независимость для них была на первом месте. Что касается Украины, то в 1991 году мы провозгласили независимость (почему-то не восстановили), однако руководить государством не стали люди бандеровского типа. Имперские бюрократы и комсомольцы удержали власть в своих руках.
Слово «бандеровец» в современных, якобы украинских, СМИ встречается, по большей части, в ироническом контексте. Но отказ от героического прошлого не дает никаких дивидендов для будущего. Сегодня нам необходимо духовное сосредоточение на самих себе, национальный организм должен восстановить свою настоящую сущность, свою идентичность.