Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

16 июля 1990-го появилась надежда на собственное государство...

29 лет тому назад в Верховной Раде УССР была принята Декларации о государственном суверенитете Украины
15 июля, 2019 - 18:47
ФОТО УКРИНФОРМ

«УКРАИНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ МУТЯТ ВОДУ...»

Летом 1990 г. российские газеты — в лучших традициях советско-партийной журналистики —  рассказывали о том, что «украинские националисты мутят в стране воду». Имелось в виду принятие Верховной Радой Украинской ССР Декларации о государственном суверенитете Украины. Даже некоторые российские демократы осудили, хотя и осторожно, это событие, мол, нужно совместными усилиями обновлять страну, имея в виду Советский Союз.

О причинах и обстоятельствах, которые привели к распаду самой большой в мире империи, сказано и написано много. Но историки и эксперты, исследуя это событие, почему-то редко вспоминают Декларацию о государственном суверенитете, принятую украинским парламентом. Хотя, по мнению Збигнева Бзежинского, она «стала едва ли не первым гвоздем, забитым в гроб советской империи». Это действительно так, потому что мы, украинцы, были одними из первых (после Литвы) советских республик, кто сделал реальные шаги к отделению от «единого и неделимого». И несмотря на истерию, поднятую в белокаменной, украинцы хоть и медленно, но шли к заветной мечте своих предков — построению собственного государства.

«В конце 80-х — начале 90-х многим было понятно, что СССР агонизирует, — рассказывал мне мне покойный Иван Плющ, который в то время занимал должность первого заместителя председателя украинского парламента. — Мы, молодые украинские политики, видели, как на территории советской империи вспыхивают межнациональные конфликты, забирая немало человеческих жизней. В частности, между армянами и азербайджанцами в Нагорном Карабахе, между киргизами и узбеками тогда тоже происходили кровавые столкновения. Поэтому даже противники выхода УССР из состава СССР понимали, что их жертвами могут стать и украинцы, прежде всего из числа военнослужащих советской армии: при помощи ее подразделений тогдашняя центральная власть пыталась навести «конституционный порядок».

Был и еще один фактор, который способствовал нашему отдалению от Москвы. Напомню, что тогда, в начале 90-х, продолжалось противостояние между Михаилом Горбачевым и Борисом Ельциным — руководителями СССР и РСФСР. Именно борьба Ельцина с Горбачевым — в то время председателя Верховного Совета Российской Федерации — привела к тому, что российский парламент принял декларацию о независимости России. Произошло это 12 июня 1990 года. После этого их вражда достигла апогея и Михаилу Сергеевичу было не до Украины: он занимался проблемами нейтрализации своего главного противника. Ну а КГБ — верный сторожевой пес КПСС — был уже не тот, как, скажем, в 1970 или 1980 годах. Поэтому украинские политики демократы чувствовали себя в относительной безопасности...

В Украине, в отличие от других «братских» республик, до открытых столкновений с правоохранителями, не говоря уже об армии, не доходило. И слава Богу. Но и здесь политическая жизнь бурлила: люди моего поколения помнят демонстрации демократических сил, смелые выступления с парламентской трибуны, требования отдельных политиков ограничить власть партии, а то и вообще запретить ее. Одним словом, все шло к подписанию этого памятного документа. Не будем пересказывать всех нюансов, которые предшествовали принятию Декларации, а скажем только, что интрига сохранялась до последнего момента. И это неудивительно: из общего количества парламентариев 373 были коммунистами, то есть 85 процентов. Но результат голосования в парламенте оказался впечатляющим — такого не ожидал никто: «за» — 355, против — 4, воздержались — 0, не голосовали — 26.

ФОТО УКРИНФОРМ

«ЭТО ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ДОКУМЕНТ...»

Именно так отзывались о Декларации на Западе и в США. В частности, газета «Нью-Йорк таймс» писала, что «украинцы пытаются вернуть утраченную столетия назад государственность цивилизованным, правовым путем». 27 июля 1990 года польский Сенат принял решение по поводу провозглашения Украиной собственного государственного суверенитета. В нем, в частности, отмечалось, что «поляки, которые свободу и независимость Отечества считают своими основными ценностями, вполне понимают тот переломный момент в истории Украины, — соседа, с которым хотят жить как равные и близкие народы, а также развивать сотрудничество во всем... «

А премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер назвала решение украинского парламента «поступком, который свидетельствует о толерантности украинцев относительно своих стран-соседей». Действительно, в преамбуле Декларации подчеркивалось, что Верховная Рада УССР провозглашает суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних отношениях».

В ней речь шла о том, что Украина имеет свое гражданство, где «все граждане равны перед законом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий». Граждане всех национальностей составляют народ Украины.

Декларация провозглашала экономическую самостоятельность Украины. В документе подчеркивалось намерение создать банковскую, ценовую, финансовую, таможенную и налоговую системы, сформировать государственный бюджет, а при необходимости, ввести собственную денежную единицу.

Декларация признавала самостоятельность республики в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации. Украина провозглашала свое намерение стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках и обязуется придерживаться трех неядерных принципов: не применять, не производить и не приобретать ядерное оружие. А также провозглашала право Украины непосредственно реализовать отношения с другими государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами.

Виктор Мироненко — один из ближайших соратников Горбачева — вспоминал, что принятие Декларации особого переполоха в Москве не вызвало. Михаил Сергеевич якобы сказал, узнав об этом: «Пошутили, пожалуй, наши украинские друзья».

Но вскоре понял, что это не совсем так: нашему примеру последовали парламенты других республик. Однако хозяин Кремля все же решил переиграть республиканских лидеров, подсунув им идею союзного договора. И кто знает, как бы сложилось, если бы не государственный переворот, произошедший в августе 1991-го: после его провала Верховная Рада провозгласила Акт о независимости Украины, а вскоре, в декабре, состоялся и референдум, на котором украинцы высказались за право быть хозяевами на своей земле. И все же истоки этих двух событий достигают июля 1990 года, когда была принята Декларация о государственном суверенитете Украины.

«СЕГОДНЯ, КАК И В 1919-ом, ИДЕТ ВОЙНА ЗА УКРАИНУ...»

С тех пор прошло почти 30 лет. С исторической точки зрения это не так уж и много. Но вместе с тем нельзя недооценивать это событие. Ведь шли мы к нему веками, а путь наш был не только сложным, но и трагическим, окропленным кровью миллионов наших предков.

Почти сто лет назад, в 1919 году, казалось, что вот она, свобода. Но российские большевики уничтожили Украинскую Народную Республику. Многие верили, что со временем она возродится? Уже покойный Лесь Танюк, который возглавлял Всеукраинскую общественную организацию «Мемориал», а во времена СССР был в близких отношениях со многими диссидентами, говорил: «Даже их иногда охватывало разочарование в завтрашнем дне Украины. Ведь компартия с помощью КГБ, МВД, тысяч секретных сексотов контролировала все сферы жизни, во многих случаях каждый шаг патриотов был известен спецслужбам. Но, знаешь, такие минуты отчаяния случались у этих людей крайне редко».

Весной 2014-го в двери многих украинский постучала война. С востока — оттуда, откуда она уже приходила на нашу землю. Сегодня, говоря о Декларации 16 июля 1990 года, невольно вспоминаешь Универсалы Украинской Центральной Раді, особенно последний — IV. Да, принимались они в разные исторические эпохи и при разных условиях, что, конечно, не могло не отразиться на их содержании. Но объединяет их одно — стремление украинцев иметь собственное государство, строить добрососедские отношения с другими странами и народами. Тогда, в 1919-ом российские большевики сразу пошли на нас войной. В 1990-ом советская империя, которая уже трещала по швам, воздержалась от этого шага. Зато верные его последователи, воспитанные в трущобах КГБ, через 24 года пытаются «исправить эту досадную ошибку». Поэтому и льется сегодня кровь украинцев-патриотов, защищающих свою землю от обезумевшего врага, поэтому и имеем миллионы временных переселенцев, десятки тысяч полностью уничтоженных домов, школ и детсадов.

«Сегодня идет реальная война за нашу независимость, — считает Герой Украины, полковник Игорь Гордийчук. — И мы ее не проиграем. Уверенности в этом прибавляет тот факт, что сегодня Украинское государство не то, каким оно было почти 100 лет тому назад. И Украинская армия тоже не та, в чем наш так называемый старший брат уже убедился...»

Сергей ЗЯТЬЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ