Для Украины и Беларуси 10 июля 1994 года стало символичным со знаком минус. В один и тот же день в обеих странах впервые по результатам президентских выборов к власти пришли люди, положившие начало Системе. В Украине она, несмотря на смену лиц при власти, определенные переформатирования влиятельных групп, даже народный гнев — функционирует до сих пор. Но благодаря развитию украинского общества сегодня существуют большие шансы и надежды на демонтаж этой конструкции (олигархат, коррупция, блат, ликвидация конкурентов и инакомыслящих.). В Беларуси точно не лучше, за исключением отдельных процессов, существенно ничего не меняется. Даже лица остаются те же. Речь идет об избрании президентом Украины Леонида Кучмы (1994—2004 гг.) и президентом Беларуси Александра Лукашенко (1994 г. — до сих пор). Как следует оценивать «десятилетие Кучмы» и его последствия для Украины? Чем стал Лукашенко для Беларуси?
«ТЕПЕРЬ НУЖНО УСТРАНИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ АНТИУКРАИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ВЕЛАСЬ БОЛЕЕ 20 ЛЕТ»
Левко ЛУКЬЯНЕНКО, политический и общественный деятель, диссидент:
— Должность президента очень серьезная и высокая. На этом посту нельзя делать либо что-то только хорошее, либо только плохое. Поэтому следует говорить и о позитиве, и о негативе. В целом, Кучма нанес огромный ущерб Украине. Все президенты до Порошенко были продолжением оккупационной администрации. В 1991 г. мы не устранили оккупационную администрацию, и она осталась на долгие годы. Я возглавлял группу за независимость. Мы выступали за то, чтобы после провозглашения независимости распустить Верховную Раду и избрать новую, однако нам не удалось. Таким образом, старым остался не только парламент как законодательная власть, но и исполнительная власть — Кабмин, местные представительские органы.
Эта власть фактически сохранялась у нас до Революции достоинства. С одной стороны, при Кучме продолжался процесс развития и формирования независимого государства, ведь он является многогранным и сложным. Это создание Конституции, Конституционного Суда, Министерства финансов, внедрение украинских денег и тому подобное. В то же время он не занимался Украиной. Он был президентом от красного директорату: превратил приватизацию в «прихватизацию», при нем уничтожался промышленный потенциал Украины, развилось взяточничество вплоть до продажи министерских должностей, были закрыты сотни фабрик и заводов, внедрили государственный бандитизм — крышевание милиции, образовалась теневая экономика, миллионы людей выехали за границу в поисках хлеба. Этот ущерб можно сравнивать разве что с немецкой оккупацией или татаро-монгольским нашествием.
Мы всегда выступали за его устранение. Кучма объявил, что в Украине национальная идея не сработала. Все надеялись, что украинцы вернутся к своей культуре, будет больше прав для языка. Однако эта фраза из уст президента прозвучала как поощрение российских шовинистов продолжать русификацию украинского населения. Это — крайне негативный период в истории Украины. В конце концов, не нужно забывать о том, что помаранчевая революция была именно против режима Кучмы.
Ющенко был не намного лучше, потом был московский агент — Янукович, что довело народ до края. Он взорвался восстанием, революцией и устранил антиукраинскую власть. Теперь нужно устранить последствия антиукраинской деятельности, которая велась более 20 лет. Сейчас нужно переизбрать власть и организовать жизнь таким образом, как об этом мечтали наши духовные отцы.
«ЛУКАШЕНКО ВЫСТРОИЛ ФАНТАСТИЧЕСКУЮ И СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКУЮ ВЕРСИЮ ПРОДОЛЖЕНИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
Юрий ЩЕРБАК, дипломат, публицист:
— Лукашенко — это властная фигура, которая, фактически, стала символом белорусского авторитаризма. Начиная как скромный председатель колхоза, человек как будто владеющий народным духом, он выстроил фантастическую и сюрреалистическую версию продолжения Советского Союза путем репрессий. Не даром его считают последним диктатором Европы, хотя я считаю последним диктатором Путина.
Следует отметить, что Лукашенко постепенно двигался к этой своей роли. Он шаг за шагом захватывал власть. На самом деле, он многим импонировал своим «здравым смыслом», народно-мужицким мышлением, которое толкало его выступать против введения атрибутов либерально-демократического режима. Лукашенко завоевывал сердца рядовых белорусов и боролся за то, чтобы привычный для них «советский» быт оставался неизменным. Он воплощает позитивные черты государства, в котором не было таких драматичных изменений, как в Украине еще со времен Кучмы, которому удалось построить дикую капиталистическую, феодально-олигархическую систему. Лукашенко же удалось сохранить феодально-советскую систему. Для большинства людей, принадлежащих к совку, к прошлому, которое не может повториться, это — стабильность. Но такая стабильность очень опасна. Трудно представить, во что превратится Беларусь, когда Лукашенко уйдет из власти. Перед страной появится множество экономических и социальных проблем, которые нужно будет решать.
Нужно сказать, что Беларусь вызывает у нас в Украине большую симпатию, и у меня лично. Белорусы — очень славный и чистый народ. Обвинять их в каких-то имперских амбициях мы не можем. Там очень хорошие люди. Можем вспомнить времена Голодомора и Второй мировой войны, когда белорусы помогали украинцам. Таким образом, возникает двойное отношение к белорусам, отбрасывая путь советского авторитаризма, который внедрил и последовательно ведет Лукашенко. С другой стороны, он дает народу определенную иллюзию независимости от России. Невзирая на множество пропагандистских фраз о единстве, особенно в последнее время, он дает множество сигналов о национальной независимости государства Беларусь. Это — гарантия того, что они не станут частью «Русского мира» и той короткой постсовковой империи, которую строит Путин, а найдут свой путь в Европу.
Фигура Лукашенко требует более объективного отношения, а не черно-белого подхода: он диктатор и ничего не сделал для своего народа. Можно заметить в его выступлениях определенные вещи, которые убеждают людей. По сравнению с его коллегой Кучмой, он был намного убедительнее. Это — смешанно-переходная фигура, которая останется в белорусский истории, он хитрый и коварный тактик, который выстраивает отношения с Россией таким образом, что они предоставляют ему множество преференций и финансирование. Впрочем, он порождает иллюзию национальной независимости. Говорят, в последнее время, он даже начал поддерживать белорусский язык, что очень интересно, учитывая его политическую философию и эволюции. Последние 20 лет были периодом становления гротесковой, полусоветской, полурусской, полуевропейской страны Беларуси.
Невзирая ни на что, мы сохраняем большую симпатию к белорусскому народу и верим в то, что со временем они вместе с нами будут строить европейскую страну, станут членами европейской семьи и никогда не будут поглощены российским империализмом. В этом будет и часть заслуг Лукашенко, невзирая на то, что за ним есть ряд «черных» дел — исчезновение людей, жестокая борьба с оппозицией. Я бы сказал, что это фигура — будто из романа Маркеса, который описывал партизан-повстанцев, становившихся диктаторами в Латинской Америке. Очень интересный феномен и литературный образ.