После почти недельного молчания главы Администрации Президента Украины стало понятно, что Владимир Литвин вряд ли сможет избежать главенства в избирательном блоке «За единую Украину!», прозванном остряками-журналистами «За едУ». Тем более, что Президент Леонид Кучма выразил поддержку этой идеи. Таким образом, факт можно считать свершившимся. Хотя в нем мало кто и сомневался после заявления Валерия Пустовойтенко о том, что лидеры четырех партий-участниц «За едУ», заранее испросили разрешения Леонида Даниловича на подобный шаг.
Суть большинства комментариев в прессе можно свести к одной фразе: «Теперь-то понятно, у кого админресурс!» Далее авторы, в зависимости от ориентации издания, либо рассуждают о том, 20% или 25% (а может, и больше) этот ресурс даст «блоку четырех», либо говорят о «погибающей украинской демократии». Дескать, админресурс задавит ее хрупкие ростки.
Между тем, событие это действительно является серьезным и политически знаковым, но требует анализа, очищенного от эмоций. Фактическое назначение Владимира Литвина главой избирательного блока четырех пропрезидентских партий (НДП, «Трудовой Украины», Партии регионов и Аграрной партии) наталкивает на целый ряд выводов.
Во-первых, и это представляется главным концептуальным следствием, рушится система, предусматривавшая создание «именных» блоков (имени Ющенко, Тимошенко, Витренко, Мороза и т.п.). Член-корреспондент НАНУ Владимир Литвин и ранее спущенный на «парашюте» в Демсоюз академик той же академии Владимир Горбулин никогда не были публичными политиками. До выборов осталось слишком мало времени, чтобы их реально «раскрутить». Это не политики-«имена», которые могут вытянуть своим рейтингом партию или блок. Это политики- «знаки». Знаки власти.
Литвин и Горбулин демонстрируют сравнительно новый для электоральных технологий феномен «лидера напрокат». Ранее во всем мире, как правило, лидеры нанимали на кампанию менеджеров, имиджмейкеров, пиарменов. Теперь наоборот — берут в аренду лидеров — из исполнительной власти, из ближайшего окружения Президента. Легко предположить, что именно по совету политтехнологов. Впрочем, не нужно считать данную технологию украинским «ноу-хау». Достаточно вспомнить лидера российского «Медведя» Сергея Шойгу, который после выборов вернулся в родное министерство.
Во-вторых, фактическое назначение В.Литвина продемонстрировало, что ресурс доверенных лиц Президента исчерпан. В бой брошен самый близкий, самый приближенный. Он явно не сможет физически (несмотря на упомянутое заявление Рябца) совмещать должность в АП (решение важнейших кадровых вопросов, роль «сита» для людей и информации, аналитическое обеспечение и т.д. и т.п.) со статусом лидера блока. Конечно, при условии, что Литвин не будет там свадебным генералом. Но он в подобных вещах не замечен.
В-третьих, событие можно также трактовать как выражение недоверия «свыше» премьер-министру Анатолию Кинаху. По словам лидера «Трудовой Украины» Сергея Тигипко, его кандидатура на лидерство в «За ЕдУ» рассматривалась вполне серьезно. И не прошла. Теперь Анатолий Кириллович попал в парадоксальное положение. Его вхождение в блок под другим номером означает работу на Литвина- премьера. Точно так же вхождение в «Нашу Украину» может приблизить второе премьерство Виктора Ющенко. Блокирование с мэром Киева Александром Омельченко представляется не очень надежным вариантом. Однако, есть свидетельства того, что политические взоры Кинаха все настойчивее обращаются в сторону объединенных социал-демократов. Пожалуй, только их успех на парламентских выборах-2002 может помочь Анатолию Кинаху сохранить свою должность.
В-четвертых, Литвин как знак власти может стать довольно-таки зловещим для Виктора Ющенко. Как показывают социологические опросы, экс-премьер устойчиво теряет избирателей, причем правой ориентации. Не в последнюю очередь из-за того, что Виктор Андреевич сместился в центр под давлением новых, президентских, людей в своем политическом окружении. Экс-премьер явно рассчитывал при этом все на тот же админресурс. В сложившихся обстоятельствах о нем можно забыть. Как и о нынешних 16 — 18%.
Количество правых избирателей Ющенко также имеет все шансы сильно уменьшиться вследствие появления НРУ(е) Богдана Бойко в противовес двум Рухам, поглощенным «Нашей Украиной». Тем более, что вхождение с ним в блок партии «Центр» означает появление мощного материального ресурса. Потом, по Ющенко еще не била вся информационная мощь «черного пиара». Поэтому серьезные аналитики предвидят сохранение у Виктора Андреевича и его блока не более 12%, а то и 10% рейтинга на день выборов. Против экс-премьера работает еще одно обстоятельство — «Наша Украина» никак не сможет раскручиваться на противостоянии новейшей «партии власти» — «За ЕдУ». На ключевых менеджерских и политических должностях в «НУ» находятся более чем лояльные Президенту люди — Петр Порошенко и Роман Бессмертный. А значительный сегмент центристского электората в иных условиях мог бы стать предметом ожесточенной борьбы двух блоков.
В-пятых, лидерство Литвина — это плохая примета для «великолепной четверки», которую он возглавил. Стало ясно, что ни молодому банкиру-реформатору Сергею Тигипко, ни опытному налоговику Николаю Азарову, ни, тем более, бывшему премьеру Валерию Пустовойтенко не бывать ни премьерами, ни спикерами, ни преемниками. Последнему вообще дали понять, что «предан без лести» (или с лестью?) — это не основание для чего-то большего, нежели Министерство транспорта. Для самолюбивого бывшего премьера, столько раз повторявшего, что в душе он неизменно остается главой правительства, это крах. Дальше — не исключена политическая обочина. Нетрудно предвидеть, что отход «состоятельного» Валерия Хорошковского из НДП — это лишь цветочки.
В-шестых, для городского головы Киева Александра Омельченко вариант с админресурсом, «построенным под Литвина», тоже может означать нечто похожее на крах. При всей надежде на столичного избирателя, якобы покоренного строительными «подвигами» городского головы, Сан Саныч не наберет заветных четырех процентов без других крупных городов Украины. Именно там есть потенциальный избиратель Омельченко. Но нынче тамошним городским головам более чем понятно, на кого нужно работать. В случае чего, Омельченко «не прикроет». Это ярко показало увольнение с поста министра ТЭКа «человека Сан Саныча», его бывшего первого зама Станислава Сташевского, и назначение откровенно «донецкого» Виталия Гайдука. Омельченко осталось только комментировать прессе это решение как «чисто политическое». Еще бы…
В-седьмых, вышеупомянутая органическая невозможность для «Нашей Украины» «толкаться» с «За едУ» почти автоматически делает соперником «НУ» другую центристскую силу — СДПУ(о). А лидеры двух соискателей центристского электората, Виктор Медведчук и Виктор Ющенко, могут стать главными публичными оппонентами на выборах. Не случайно в последнее время Ющенко не упускает случая «вызвать Медведчука на бой». В интервью радио «Свобода» назвал его «пророссийским политиком». В газете «Хрещатик» он пожаловался, что «СДПУ(о) засоряет информационное пространство». Потом обвинил лично Медведчука в популизме в вопросе жилищно-коммунальных тарифов. Пока что Медведчук молчит, держит паузу. Тем большую напряженность можно предположить в будущем.
В-восьмых, после появления Владимира Литвина в блоке «За едУ» обозначился своего рода «пасынок». Глава АП никогда не скрывал своего стремления выстроить очень жесткую вертикаль исполнительной власти с исключением любых намеков на какую-либо самостоятельность регионов. Особенно в бюджетных и кадровых вопросах. Между тем, Партия регионов всячески раскручивала идею «сильных регионов». Посему напрашивается предположение, что либо начнется конфликт идей внутри блока, либо ПРУ не станет активным и сильным политическим игроком. Мало того, партия может оказаться исключенной из значимых процессов, происходящих в «За едУ».
Лидер Партии регионов Николай Азаров всегда стремился сохранять определенную долю политической самостоятельности. В частности, он не исключал серьезного сотрудничества с «Нашей Украиной» Виктора Ющенко. Однако, эта тема практически исчезла в его высказываниях. Зато в последнее время, как утверждают люди из окружения Николая Азарова и Владимира Рыбака, серьезно рассматривается возможность диалога с СДПУ(о). Не является ли приглашением к таким переговорам тот факт, что лидер «объединенных» Виктор Медведчук решительно выступил против переподчинения налоговых служб Минфину?
В-девятых, теряют имидж «провластных» объединенные социал- демократы. Стало понятно, что централизованный админресурс от СДПУ(о) практически отрезан. Придется опираться на оргструктуру, информационный потенциал и «идеологичность» партии.
И последнее. Множество аналитиков, обозревателей, экспертов дискутируют сегодня на тему: «Так ли значим админресурс на выборах?» Если сделать небольшую ретроспективу, то миф о всесилии админресурса изрядно потускнеет. На российские выборы 1996 года Борис Ельцин, по идее своего помощника Георгия Сатарова, выставил сразу два пропрезидентских блока — правоцентристский «Наш дом — Россия» премьера Виктора Черномырдина и левоцентристский блок Виктора Рыбкина. Ставилась задача — 40%. Итоговый суммарный результат обоих блоков — 13%. Провал.
1998 год. Украина. «Партия власти» НДП идет в поход за 40%, также снабженная могучим админресурсом. Результат — 6%, да и те, после трех дней пересчетов.
И можно ли считать, что в 1999-м именно админресурс принес победу Леониду Кучме? Скорее, политтехнологи, умело разыгравшие сценарий «меньшего зла». А также «непримиримый» Петр Симоненко.
Поэтому реальные результаты выборов могут стать неожиданностью для тех, кто верит в решение всех проблем, в том числе и избирательных, с помощью пресловутого административного ресурса. Как бы он не оказался админмиражом. Не потому ли так долго размышлял над внешне привлекательным предложением опытный историк и политолог (и не менее опытный аппаратчик) Владимир Литвин?