Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Агрессор – консолидируется, мы – ссоримся...

18 марта на Майдане воссоздавали «матрицу Руины»
19 марта, 2018 - 19:15
КИЕВ. 18 МАРТА 2018 г. / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
МОСКВА. 18 МАРТА 2018 г. / ФОТО РЕЙТЕР

Прошлое воскресенье стало достаточно значимым и показательным днем. С одной стороны, «избрание» Путина на новый 6-летний президентский срок свидетельствует о явной концентрации его власти и о досадной беспомощности остатков российской оппозиции. С другой же стороны, показательными стали события на киевском майдане Независимости, которые произошли в то же воскресенье.

Читатели, наверное, знают, что участники оппозиционного митинга, который проходил именно там, на Майдане, демонтировали металлические конструкции с инсталляцией о Крыме (напоминание о событиях 100-летней давности, о таких выдающихся деятелях, как Номан Челебиджихан и Петр Болбочан, соединения которого осуществили в апреле 1918-го триумфальный поход в Крым, а также и об аннексии Крыма четыре года тому назад). Комментировать это неоднозначное многоаспектное событие кратко непросто, но попробуем.

Первое. Поражает, что участники протестной акции в пылу возмущения, в значительной мере понятного (потому что чувствовалось, что конструкции появились не только ради того, чтобы отметить трагические вехи крымской истории, но и с целью помешать проведению мероприятия), разобрали конструкции, посвященные жизни и достижениям Петра Болбочана, выдающихся деятелей крымскотатарского национального движения. В чем драматизм сюжета — знают ли те люди, которые ломали конструкции, о том, кто такие Петр Болбочан и Номан Челебиджихан, что они сделали для Украины и Крыма? Почти стопроцентно — не знают...

Во-вторых. «Официальные» надписи на конструкциях являются, по меньшей мере, не очень удачными (наподобие: «Крым. 1918-й. можем повторить» или же «Симферополь наш!» «Ялта наша!» и тому подобное. Это бездумное копирование путинских лозунгов). Но разве оппозиционеры, которые митингуют (по крайней мере, благоразумная их часть, а такие люди есть) не чувствовали: «расчищая» пространство для акции, протестующие в то же время демонстрируют не достаточно высокий (как минимум) уровень общей и исторической культуры.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

И в-третьих. Откровенно говоря, создалось очень досадное впечатление, что в то время, когда российский агрессор жестко консолидируется, мы — ссоримся, причем Путин, действуя очень ловко в своих интересах, постоянно запускает в Украине «матрицу Руины». Действительно серьезна и вина украинской власти, что осуществляет множество ошибочных шагов, которые, по меньшей мере, не способствуют консолидации воюющей страны (и здесь часть утверждений оппозиции подходит — нужно это честно признать). Не каждая критика играет на руку Путину, однако... Хуже всего — поддаваться на его провокации.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук:

— Украина оказалась в эпицентре борьбы между цивилизованным миром, который олицетворяют страны Запада, и Россией, которая пытается вернуть себе статус сверхгосударства. Мы не имеем претензий к цивилизованному миру, он помогает нам. Без этой помощи Россия поглотила бы Украину, как она поглотила ее столетие назад. Тогда нам такую помощь не предоставили, в отличие от пяти других стран, возникшим на руинах Российской империи (Польша, Финляндия, страны Балтии). Кстати, когда возникла благоприятная ситуация, я имею в виду «пакт Молотова — Риббентропа», эта пятерка стран опять оказалась в сфере интересов Советского Союза.

Украина всегда была под угрозой со стороны Кремля. В сталинские времена она оказалась в эпицентре массового террора, достаточно вспомнить голодоморы и «великий террор». После Сталина голодомор и террор уступил место идее «братства и дружбы». И в постгеноцидной Украине (высказывание Джеймса Мейса) эта идеология также сработала. После 1991 года Москва делала все от нее зависящее, чтобы перекрыть независимость Украины зависимостью экономической. Это тоже срабатывало, и именно вследствие такой политики постсоветская, а по сути — советская Украина, превратилась в кланово-олигархическую республику. Но в 2014 году терпение у руководителей Кремля лопнуло и они перешли к военным действиям. Эта война — трагедия для Украины. Но в ней, как говорят англичане, есть своя серебряная подкладка. Именно она консолидирует украинское общество.

Однако нужно смотреть правде в глаза: мы должны сами отстаивать свою независимость — экономическую и политическую. Мы стоим на пороге Европы, но должны войти в круг тех европейских народов, которые не были заражены вирусом коммунизма. Это трудно, потому что это нужно делать демократическими средствами: нужно терпеть вражеские каналы; нужно более-менее уважительно обращаться с такими одиозными фигурами, как Надежда Савченко или Михаил Саакашвили; нужно уважать частную собственность тех олигархов, которые связаны с российской экономикой; нужно терпимо относиться к собственным гражданам, которые продают свою часть коллективного суверенитета общества за гречку или купюры. И наконец, нужно противостоять гибридной войне, которая идет по всей территории Украины и распространяется даже на территорию Европы.

В 1991 году многие говорили, что независимость досталась нам без каких-либо усилий. Это не так. Она была следствием борьбы того поколения, которое сто лет назад боролась за независимость Украины. Теперь нам всем, и прежде всего двум майданным поколениям, нужно бороться, не жалея жизнь, как это делали наши предшественники. Если мы это поймем, победа будет за нами. Одновременно это будет победой цивилизованного мира над российским монстром, который стремится уже в третий раз в XXI веке восстановить империю, которую давно пора сдать в архив.

Мирослава БАРЧУК, журналистка, ведущая «Еспресо ТБ» (facebook.com):

— Вячеслав Кириленко называет карту Украины без Крыма на «UA: Перший» «не случайностью и целеустремленной работой» и требует фамилий вредителей. То есть, насколько я понимаю, увольнения кого-то из руководства.

А кто ответственен за другой и намного более серьезный epic fail — идиотские баннеры Банковой: «Алупка наш», «спасибо деду за победу», которые испортили замысел намного более широкой серьезной выставки «Зеркало истории: мне болит Крым» в рамках празднования 100-летия Украинской Революции?

Пока что выгреб только Сергей Проскурня. Вчера он извинился за идею коллег, которые «несли ответственность за этот сегмент проекта. Решение снять эти баннеры было категоричным, сам лазил с ножницами по конструкциям». Так давайте назовем фамилии этих прекрасных коллег из АП и тоже будем требовать их увольнения. Справедливо ведь? Ну это же тоже целеустремленная работа, даже если вызвана не технической ошибкой, а отсутствием мозга? Правильно?

Потому что иначе истерия вокруг ошибки дизайнера «Суспільного» вызывает определенные подозрения. Скажем, может восприниматься как желание использовать ляп с Крымом, чтобы переизбрать руководство. Или заставить его искать политическую крышу. Или сказать в итоге: «так «Суспільне» еще и финансирование хочет с такой подрывной «целеустремленной работой?»

Двойные стандарты, они такие. Наталкивают на размышления.

Иван КАПСАМУН, «День»

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ