Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр ШАНДРЮК: «Мы должны найти кандидатуру, которая победила бы Леонида Кучму в первом туре выборов»

12 сентября, 1998 - 00:00


Красные свои 30 процентов наберут. Сейчас вопрос в том, кто выйдет во второй тур против левого претендента


Несколько дней назад один из лидеров Украинской республиканской партии Александр Шандрюк снова, как и год назад, высказался за импичмент Президента Л.Кучмы. Поскольку уже и до новых президентских выборов времени остается немного, «День» решил поинтересоваться позицией известного политика старейшей государственнической силы в Украине по обоим вышеупомянутым вопросам.

— Господин Шандрюк, импичмент Президента Л.Кучмы: история и перспективы...

— Впервые об импичменте Президента высказался в прошлом году с трибуны Всемирного конгресса украинцев Левко Лукьяненко. В пояснительной записке к проекту постановления Верховной Рады об импичменте мы аргументировали необходимость именно такого шага. Мы инкриминировали Президенту подписание соглашения относительно условий импортирования газа, поскольку считаем, что это ошибка не экономическая, а стратегическая, или стратегическое преступление относительно национальных интересов Украины. С тех пор практически вся наша продукция автоматически стала на треть дороже, что существенно снизило ее конкурентоспособность. Также мы инкриминировали нарушение Конституции и законов Украины относительно условий базирования Черноморского флота и сам факт раздела. Ведь в соответствии с законами Украины все, что было на нашей территории, принадлежало Украине. Это полностью соответствовало Венской конвенции о правопреемственности государств. Мы имели все основания руководствоваться международным правом, и проблема разделения флота, в которую нас втянула Россия, могла вообще не существовать. А относительно базирования флота — в свое время народные депутаты были ознакомлены с экспертными оценками специалистов Национальной академии наук по мировым аналогам. Так вот, только аренда земли могла бы ежегодно давать бюджету Украины не менее двух миллиардов долларов. А по соглашениям России передана вообще уникальная инфраструктура — под землей и на поверхности. Все это должно было быть подсчитано. Согласно условиям договора, подписанного по директиве Л.Кучмы тогдашним премьер-министром Павлом Лазаренко, Украине начисляется около 98 миллионов долларов ежегодно, но ни копейки мы не получаем, поскольку нам будут списывать мифические долги. О природе этих долгов я уже говорил: в 1993 году на ровном месте вице-премьер Виктор Пинзеник на плечи наших бюджетников и пенсионеров взял долг в 2,5 миллиарда долларов (речь идет о решении правительства возложить на себя долги украинских предприятий перед российскими). С тех пор как неразменный пятак из «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, Россия использует этот долг, чтобы давить на переговорах с Украиной по любым вопросам.

К сожалению, с первого раза нам не удалось собрать необходимое количество подписей для включения в повестку дня вопроса об импичменте.

— Сегодня вы видите больше возможностей провести этот вопрос?

— Я не думаю, что будет легче. Но мы не имеем права молчать. Следует сделать все, чтобы прозрел и депутатский корпус, и люди в Украине. Мы подвергаемся даже определенному остракизму со стороны наших соратников по национально-демократическому лагерю, которые считают, что мы играем на руку антигосударственным силам. Но я cчитаю, что они ошибаются, ведь политика, которую осуществляет Президент, пугая нас красной угрозой, на самом деле это политика не украинского государственника, а Белой гвардии, которая на территории Украины противостоит Красной, но такой же имперской гвардии. А нам отведена роль массовки.

— А были ли попытки заангажировать УРП под будущие президентские выборы или просто, извиняюсь, купить ваши структуры?

— Были попытки убедить нас поддержать одного, второго, третьего, но взвесив эти нюансы мы отвергли эти предложения. Порой мы даже с уважением относимся к тому или иному деятелю, в частности, я не буду врать, к Сергею Головатому, государственническую позицию которого помним. Но реально он не может претендовать больше, чем на 10—12 процентов. Если он выдвинется, то очень навредит. Не себе, конечно, а государственным интересам, поскольку разобьет голоса государственнических сил. Нам нужно найти человека, который реально стал бы государственнической альтернативой Президенту Л.Кучме. Красные свои 30 процентов наберут. Сейчас вопрос в том, кто выйдет во второй тур против левого претендента. Здесь нужно найти человека, способного опередить Кучму уже в первом туре.

— При уважении к Головатому или Костенко их трудно назвать проходимыми кандидатурами...

— Непроходимые. И первый, и второй в этих обстоятельствах сыграли бы на руку Кучме. Это можно рассматривать как сознательную или несознательную игру в одной команде. Я лично не вижу сегодня другого кандидата, кроме Евгения Марчука. Не называю его национальным демократом, не даю какой-то иной идентификационной оценки, но изо всех претендентов это единственная серьезная кандидатура и человек, позиция которого известна. Известна тем, что она государственническая. Можно спорить с ним по каким-то моментам, но кроме Е.Марчука нет серьезной кандидатуры, способной победить Л.Кучму и быть достойным Президентом такого государства, как Украина. Президентом, за которого не будет стыдно перед миром.

— Но еще недавно многие говорили об альянсе УРП с «Громадой». Или все это закончилось после выхода из партии Михаила Павловского?

— В принципе мы и сейчас разделяем многие экономические инициативы партии «Громада». Но, вместе с этим, игра «Громады» в Верховной Раде одной командой с откровенно антигосударственными силами и известное письмо к Солженицину за подписью П.Лазаренко, где засвидетельствована просто ужасная антиукраинская позиция, на некоторое время перспективу сближения с этой партией для нас закроет. Я бы не сжигал окончательно путей сближения с П.Лазаренко, хотя не вижу его Президентом Украины после 1999 года. Имидж этого человека в мире довольно негативен и ему очень многое нужно сделать, чтобы опровергнуть обвинения, которые против него выдвигают в определенных кругах экономистов и финансистов мира. А это приговорит его на игру в самозащиту. Я считаю, что у нас и так много проблем в государстве, чтобы заниматься еще и «отмыванием» нашего Президента. П.Лазаренко довольно молодой человек и у него будет еще много возможностей, чтобы исправить то, что он действительно мог сделать негативного для нашей экономики, или опровергнуть обвинения, которые против него выдвигаются. Но это уже будет после 1999 года и не в роли Президента Украины.

— Еще несколько лет назад Рух рассматривали как возможного вашего ближайшего союзника. Сегодняшняя ситуация в этой партии и позиция ее лидера, по Вашему мнению, могут каким-то образом спроецироваться на весь национально-демократический спектр?

— Я вообще хочу избавиться от такого обобщения, как национально-демократическая среда. Есть важные проблемы существования государства и по отношению к ним должно определять какая политическая сила стоит ближе к другой. Вот когда мы определимся, тогда и сможем идентифицировать ту или иную группу. В последние годы, кроме названия «национально-демократическая сила», в Рухе ничего от этого не осталось. Это прирученная политическая организация, которую администрация Президента использует, чтобы в целом укротить государственнический лагерь. Когда между номенклатурными НДП и АПУ был разделен, соответственно, город и село, Рух взял на себя обязательство укротить Запад Украины. Но, с другой стороны, я искренне убежден, что 90 процентов членов Руха такие же патриоты, как и члены УРП, просто они еще не осознают, куда их ведет руководство партии.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ