Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Америка, Америка — великая страна...

То, что мы думаем, но не говорим
19 марта, 2008 - 19:47

ЧАСТЬ 1

С грустью наблюдаю, как в моей стране постепенно, исподволь распространяются антиамериканские настроения. Почему некоторые украинцы не хотят задуматься, откуда ветер дует и кому это выгодно?

Что касается меня, то я с большим уважением отношусь к американцам, а главное — с глубокой благодарностью. За что?

Пожалуй, самое важное — это то, что СССР никогда бы не выиграл войну без помощи союзников, а главным образом без США. Кстати, я помню, как Хрущев упомянул о том, что Сталин неоднократно подчеркивал тот же постулат — без США мы бы не могли выиграть войну. И Молотов как-то отметил, что вопрос о значении США в победе над Германией рассматривался на Политбюро.

Но мне совершенно неважно, озвучил Сталин этот факт или нет. Я не политик, не историк — обыкновенная гражданка Украины, которая прожила достаточно долго и, соответственно, многое помнит.

Кто-то из иностранцев с удивлением заметил в разговоре со мной, что жители постсоветского пространства не знают историю Второй мировой войны. На это я с горькой усмешкой ответила, что они не знают историю даже Отечественной войны, разве что из переписанных десятки раз историй СССР и КПСС.

Давайте кое-что вспомним. Не так давно западные страны отмечали 65-летие высадки англо-американских войск в Северной Африке. Увы, это событие совершенно не было замечено моей страной. А ведь с сентября 1940 го по май 1943 г.войска союзников противостояли соединениям Вермахта в Африке: тяжкие, горькие потери, героически выигранные сражения и, наконец, — победа. Таким образом, огромное количество немецких войск не было переброшено в Россию.

Помним о жертвенности и отваге воинов Союзной армии и, в частности, американцев!

Объявив в декабре 1941 года войну Японии и Германии (после нападения на Перл-Харбор), США в период Тихоокеанской кампании, ведя кровопролитнейшие бои, неся громадные потери, оттянули от границ СССР мощную японскую армию, которая захватила Малайю, Индонезию, Филиппины, Бирму, создав угрозу вторжения в Австралию. Общеизвестно, как смертельно боялся Сталин нападения японцев с востока. Маленький штрих: когда посол Японии уезжал из Москвы, Сталин лично проводил его на вокзал — подобного, насколько я знаю, ни до, ни после не случалось.

За пять первых дней войны немцы продвинулись вглубь Украины на 200 км. (!), а за две недели захватили половину Украины. Даже школьнику понятно, что было бы со страной, если бы с востока американцы не оттянули японскую армию, если бы не задержали, к примеру, соединения Ромеля в Африке. (Не касаюсь вклада в победу других стран антигитлеровской коалиции, так как это тема отдельного разговора, а я веду речь — о США.) Немцы в 1942 году были бы не только на Кавказе и у Волги, а оказались бы как минимум за Уралом.

Следует добавить и о немецких дивизиях, переброшенных от границ СССР в связи с восстанием в Югославии. Но и на Балканах, как и во всей Западной Европе, массово гибли американские и английские летчики, бомбившие гитлеровскую армию, что помогло Броз Тито выстоять и затем удерживать почти такое же количество немцев на Балканах, как и под Сталинградом.

Военно-воздушные силы союзников уничтожили в Европе до 70% немецких заводов, производивших военные самолеты. Нетрудно додуматься, что в противном случае армады Люфтваффе бомбили бы и советские территории. Потери же летчиков союзных ВВС были воистину огромными.

Я склоняю перед ними голову.

Разве признание героизма солдат другой страны уменьшает значение героизма наших солдат? Высказав эту очевидную мысль, я как бы предваряю возможные демагогические обвинения в «приуменьшении подвига советских солдат». (Как по мне, самое большое признание заслуг фронтовиков — дать тем из них, кто, к счастью, дожил до наших дней, по отдельной квартирке.)

И Великобритания, которая мужественно противостояла массированным немецким бомбардировкам и не допустила вторжения, разумеется, была существенно поддержана авиацией США.

Англичане, в отличие от нас — не столь короткопамятны.

В давно изданной у нас переписке Сталина, Рузвельта, Черчилля почти каждое письмо Рузвельта начинается с перечисления единиц боевой техники, танков, самолетов, студебеккеров (мы в детстве напевали озорную фронтовую песенку: «Ко мне подходит санитарка, звать Тамарка, давай, говорит, перевяжу и в санитарную машину — студебеккер, с собою рядом положу!») (грузовиков) и т.п., отправленных в СССР. Я знала фронтовиков, которые всю войну переправляли американские самолеты и танки через Афганистан (ну, мы потом соответственно отблагодарили Афганистан).


***

Нам беспрерывно внушалось, что мы понесли самые большие потери во Второй мировой войне. Так-то оно так. Самые большие. Но только ли от врага?

Согласно военной науке, перед каждой операцией просчитываются допустимые потери, как ни жутковато это звучит. Мы никогда не определим имена и точное количество погибших, не похороним их подобающе, как это делают на территории бывшего СССР японцы или немцы. Никогда! Потому что в 1942 году отменили нагрудные жетоны (фронтовики называли их «смертными медальонами») с данными каждого солдата. Зачем? Чтобы скрыть от своего народа, от нас с вами, количество убиенных.

Когда великого русского писателя, фронтовика Виктора Астафьева спросили в обширном интервью перед очередным Днем Победы, считает ли он Жукова великим полководцем, писатель ответил категорическим «нет», так как «он, Жуков, шел по костям русского солдата» («Аргументы и факты»). А также украинского и белорусского — добавила бы я — они ведь были на передней линии. Великим же полководцем фронтовик Астафьев считает бывшего врага — генерала Манштейна, который берег каждого немецкого солдата.

Фронтовики рассказывали мне подробности о так называемом «киевском котле». Наши военные части можно было вывести из окружения, так как еще оставался открытым 40-километровый коридор. Но Сталин преступно не отдавал приказ об отступлении. Кольцо замкнулось — количество бессмысленно погибших и взятых в плен солдат и офицеров скрывалось долгие годы (об этом же — воспоминания писателя Л. Волынского, бывшего офицера, попавшего в плен в киевском окружении). 600 (!) тысяч солдат и офицеров сдались в плен под Киевом, несмотря на угрожающую шифрограмму Жукова о последующем уничтожении их семей.

Военных эпизодов, когда людей, как на бойню, бессмысленно бросали на вражеские штыки — множество, имя им — легион. Соотношение потерь советских и немецких войск — десять (!) к одному. Цена победы — миллионы.

Вспомним приказ о «выжженной земле», которую при отступлении наши войска должны были оставлять противнику. А оставшиеся брошенные дети, женщины, старики?! Как же им было выживать?

Осенью отмечали годовщину освобождения Киева. Ура-ура! Но почему журналистам, политикам не рассказать или не напомнить о том, что по предложенному кем- то (?) из военачальников плану, форсирование Днепра должно было быть в том месте, где предполагались меньшие потери. Но кого это интересовало?! Приказано было завершить операцию к какой- то очередной красной дате — и завершили: Днепр, в прямом смысле слова, был красным от крови.

Повторюсь — таких примеров тысячи. Так что наши действительно самые большие потери были следствием буквально «людоедских» действий руководства нашей страны против своего же народа, а не только результатом непосредственной борьбы с врагом.

Я хочу, чтобы историки озвучили цифру (которая когда-то потрясла меня) добровольно сдавшихся в плен в начале войны советских солдат. В рядах Вермахта в то или иное время состояли: Калмыцкая дивизия, Туркестанская, миллионная русская армия Власова, украинская «Галычина» и др. За идущей в атаку пехотой в «благеньких» шинельках шли смершевцы в белых кожухах с автоматами наперевес. Что же, все были предателями? Нет, это трагедия народов и, в частности, украинского, оказавшегося меж двух огней: с одной стороны — коричневый фашизм, а с другой — красный фашизм. Миллионы жителей СССР в 1941 году еще хорошо помнили и красный террор 1917—1920 годов, и раскулачивание, и индустриализацию на людской крови, и сотни тысяч арестованных и расстрелянных, и Голодомор. А бездарная, позорная захватническая Финская война, в которой, по финским источникам, погибло 400 тысяч советских солдат! В советских же исторических справках истинные потери скрывались и перевирались.

Когда стали открываться архивы, публиковаться уже достоверные данные, появляться правдивые российские (не так давно телеканал «СТБ» транслировал серию российских историко-документальных фильмов о Второй мировой войне на основе рассекреченных архивных документов) и украинские историко-документальные фильмы, какой-то недоумок произнес идиотскую фразу о «перекройке истории». И мы бездумно, как попугаи повторяем эту чушь, не давая себе труда задуматься! Пещерная совковая ментальность, великая ложь буквально парализовали часть моих сограждан, делая нас чуть ли не соучастниками преступления.

Знание правды — первый шаг к внутренней свободе, к независимости от навязываемых нам пустопорожних дискуссий конъюнктурных лживых политиков и журналистов.

Знание — это возможность сделать собственный выбор.

Кстати, о «перекройке». Лет через десять после войны Хрущев затребовал данные о количестве партизан, а затем для официальной версии велел увеличить точную цифру чуть ли не втрое. Из фильма «Они сражались за Родину», по Шолохову, вырезали фразу о громадных жертвах и о «каждом километре, политом кровью». А прекрасный фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» мы смогли посмотреть только во время перестройки — слишком много в нем страшной правды о войне.

Так когда перекраивалась история?!


***

Мы знаем, а многие помнят, как упорно и настойчиво Сталин требовал от Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля открытия Второго фронта.

Статьи тех лет в «Правде» полны укоров и напоминаний о наших тяжестях — прямо-таки кладбище упреков. И это после того, что весь цивилизованный мир воспринимал Россию (до 22 июня 1941 года) как союзницу Гитлера, в то время как Западная Европа истекала кровью! (Следует помнить не только о недостойных действиях СССР накануне войны, но и о постыдной политике соглашательства с Гитлером правительств ключевых государств Западной Европы и Англии в том числе (до премьерства У. Черчилля), что и привело к войне и захвату фашистами целого ряда стран.) Вдумайтесь в эти слова — со-ю-зни-ки фашистского государства. Фото Молотова с Риббентропом (в Кремле) было помещено во многих советских и зарубежных газетах!

Историки, журналисты, напомните украинцам о совместном (!) параде советско-немецких войск в Бресте и Варшаве после захвата Польши. И о таком постыдном факте: немцы уже бомбили Киев, а в Германию, соответственно советско-немецкому договору, все еще шли советские эшелоны с вооружением и зерном! (см. книгу историка Некрича «22 июня 1941 года»). После горячих объятий — один бандит обманул другого. «Мудрый» Сталин просчитался и «обмишурился», несмотря на высочайший уровень советской стратегической и оперативной разведки.

Рекомендую каждому, кто заикнется о том, что, видите ли, не сразу открыли Второй фронт в Европе, помнить вышеизложенное, а также и то, что американские матери не должны были посылать на гибель своих сыновей ради преступного тоталитарного государства, уничтожавшего своих собственных детей.

И все-таки их сыновья пришли на помощь и гибли не только, как я уже упомянула, в массированных авианалетах, но и на потопленных кораблях Северного конвоя, регулярно доставлявших в Мурманск вооружение и военную технику для СССР.

Это американские матери и жены в стране, еще не оправившейся после Великой депрессии, самоотверженно работали на военных заводах, производящих вооружение, в том числе и для нас (советские военные самолеты на аэродромах у западных границ СССР были уничтожены прямо на земле в первые же дни войны. Уцелевший промышленный потенциал СССР составлял где-то около 15%) — малознакомой им, далекой страны. Это они оплачивали из своих довольно скудных карманов весь мощный поток беспрерывной материальной поддержки СССР.

Сэр Уинстон Черчилль в беседе со Сталиным как-то заметил, что у него не так много солдат, как у России, и Англия дорожит каждым из них. И был потрясен ответом вроде того, что руководитель, который все время боится потерь, не может победить. Весь цинизм Сталина и той власти сосредоточен в этой фразе.

Люди добрые! Только вдумаемся: наряду с врагом собственная страна уничтожала своих детей, а далекая заокеанская — огромнейшей помощью спасла от неминуемой гибели тысячи украинцев и представителей других народов.


***

И вот — Второй фронт открыт. Непонятно следующее: почему бы, после стольких упреков союзникам со стороны руководства СССР по поводу наших потерь, не дать передохнуть Красной Армии. Но нет. Надо же, опережая американцев, поскорее «заграбастать» пол- Европы и насадить там режим концлагерей и тотальной власти КГБ. Неужели кто-то верит, что Сталин был озабочен судьбами и скорейшим освобождением поляков, чехов, венгров и др., если он, как в «птицерезке», истреблял народы своей страны, включая единокровных грузин.

Для меня равно виноваты Сталин и Гитлер в преступлениях и перед цивильным населением своих стран. Чем отличается Гитлер от Сталина? Первый, к примеру, приказал затопить берлинское метро, служившее жителям бомбоубежищем, в результате чего погибло 200 тысяч человек. Второй, вспомним, отдал приказ о «выжженной земле» (см. выше). А как в СССР поступили с инвалидами войны? Помню из детства: фронтовики без рук или без ног ездили по улицам на деревянных подставках с колесиками. А потом в одночасье куда- то все исчезли. Много позже, попав туристом на остров Валаам, я узнала, что инвалидов войны без конечностей, которые своими увечьями «портили пейзаж», насильно, оторвав от семей, вывезли на этот отдаленный северный остров. И... бросили на вымирание (о подробностях этого зверского преступления можно прочитать в книге русского писателя Владимира Солоухина).

Своя страна, как видим, уничтожала, а далекая Америка спасала.

Хочу знать хотя бы приблизительную цифру погибших наших солдат и офицеров под Варшавой, Прагой, Будапештом, Бухарестом и, в частности, 8, 9, 10 мая, когда уже была подписана капитуляция (!).

Русский писатель, фронтовик Бакланов в своих размышлениях о напрасных жертвах вспоминает расхожую фразу: «Наши отцы, деды не пожалели своих жизней для победы». Что значит «не пожалели»? Кто-то хотел умирать? Они готовы были не пожалеть, но ... не пожалели их.

Вот почему для меня праздник Победы еще и день глубокой скорби не только по погибшим воинам всех стран, но и по тем, которые не должны были погибнуть (имею в виду нашу страну), и по тем, кто... не родился.

И, конечно же, в этот день я преисполнена самыми добрыми чувствами к американскому народу — чувством благодарной памяти.

А сейчас те из нас, у кого отшибло память, а заодно и совесть, позволяют себе бросать камень в эту страну. Разве что в День Победы официоз формально, скороговоркой вспоминает о вкладе США в победу над фашизмом. На мой взгляд, вкладе неоценимом и, увы, не оцененном нами (порой по неведению).

Недобрые чувства к Америке, к американцам, на мой взгляд, — вопиющая несправедливость. И попрание одной из Божьих заповедей о греховном забвении «благодати», то есть благодарности. Стоит не забывать и то, что благодарность — неотъемлемая часть личной культуры.

Мне стыдно. Стыдно за нас всех. Не говоря уже о журналистах, дипломатах и политиках (всех раскрасок): одни, безграмотные до неприличия, — откровенно лгут, служа непонятно какой стране, и морочат нам головы. Другие, казалось бы, более образованные, интеллигентные — отмалчиваются, избегая непопулярных тем. Опасаетесь потерять часть электората? Ну, так вы потеряете Украину!

А сейчас — к нашим дням. Передо мной увесистая стопка документов — списки и названия программ, в том числе и правительственных, субсидируемых США — данные Министерства иностранных дел Украины, отнюдь не «подковерные» и не секретные.

Широко известный американский политический деятель Бжезинский заявил на всю страну (на канале «1+1»), что только Израиль и Египет получают от США больше денежных ресурсов, чем Украина.

Стало быть, все (?) наши правительства, общественные организации, Академия наук и многие другие институции получают материальную поддержку от США? Почему об этом нет многочисленных сообщений в СМИ? Почему множество людей не знает о постоянной американской помощи? Хотелось бы знать, куда и кому направлялись и направляются средства. Ведь незнание порождает домыслы.

Боясь утомить читателя и оторвать его от просмотра, к примеру, многосерийного мыла, все-таки хочу продолжить свои не очень веселые размышления на тему «Америка, Украина, наши дни и мы». Но во второй части своих записок.

Людмила СТЕЛЬМАХ — журналист, литератор, вице-президент Фонда Михаила и Ярослава Стельмахов. Главы из книги Л. Стельмах «Мій кіт за тобою скучив» были впервые опубликованы в газете «День». Ведет авторскую программу «Золоте руно» на телеканале «Культура».


Продолжение следует

Людмила СТЕЛЬМАХ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ