Недавно стало известно, что в регламентный комитет Верховной Рады поступило заявление народного депутата, по совместительству — министра Кабинета Министров Анатолия Толстоухова о сложении им депутатских полномочий. Решение по этому случаю парламент должен принять на одном из своих ближайших сессионных заседаний. Однако корреспонденту «Дня» господин Толстоухов сообщил более масштабную новость: НДП отказывается от амбиций выдвинуть собственного кандидата на президентские выборы и готова при определенных условиях поддержать единого кандидата от провластной коалиции.
— Определения с местом работы от вас ждали давно. Так почему же именно сейчас и почему именно правительство?
— Во-первых, я никогда не кривил душой, когда говорил, что готов сделать выбор. И он для меня был очевидным, — я не мог идти на должность министра Кабинета Министров с расчетом проработать там несколько месяцев. Однако сдерживающим фактором была ситуация с фракцией НДП, — на случай, если бы ей угрожало исчезновение, я оставлял за собой моральное право уйти из исполнительной власти. Сегодня же дела принципиально изменились, — у фракции есть дальнейшие перспективы.
— Не связано ли ваше решение работать в правительстве с выбором команды на президентскую гонку? Ведь возглавляемая вами киевская городская организация НДП открыто заявила о поддержке премьер-министра Виктора Януковича, — вопреки председателю партии, который говорил о необходимости выдвигать собственного кандидата...
— У нас в партии до недавнего времени шла широкая дискуссия о том, кого мы должны поддерживать, и высказывались разные точки зрения. Я исходил из того, что Виктор Янукович — это оптимальный выбор. Все-таки премьерская должность является наиболее эффективной площадкой для старта кандидата от провластных сил. На сегодняшний день мы пришли к единому мнению — состоялся политсовет НДП, на котором было решено, что стратегия НДП состоит в обеспечении вместе с другими силами коалиции победы общего выдвиженца. При этом политсовет одобрил проект соглашения о создании избирательной коалиции центристских демократических сил и общественных организаций, которую мы предложим заключить нашим партнерам. Это значит, что, исходя в первую очередь из государственных интересов, мы готовы поддержать единого кандидата. И это является позицией как политсовета, так и персонально лидера партии Валерия Пустовойтенко, и именно с такой позицией мы будем выходить на съезд.
— И все же слишком громко, слишком безапелляционно было заявлено о том, что НДП намерено выдвигать собственного кандидата. После собрания лидеров парламентского большинства в президентской Администрации, где было сделано заявление о намерении выдвигать Виктора Януковича, Валерий Пустовойтенко высказывал свое несогласие с таким решением. Теперь у вас совсем другая позиция...
— Можно таким образом на эту ситуацию смотреть, а можно несколько по-другому. Ни для кого не секрет, что субъектами выдвижения кандидатов в президенты являются партии. На упомянутом же собрании в АП присутствовали руководители депутатских групп и фракций. Они высказали свою точку зрения. Для одних она была закономерной. Для других — неожиданной. Но фракция не является определяющей для политики партии в этом вопросе. Как я понимаю, у Валерия Павловича тогда проявилась принципиальная, но внешне болезненная реакция на то, что с партиями не считаются должным образом, так, как это должно быть, исходя из избирательного законодательства. Его подход следовало понимать таким образом: «Не мешайте, исходя из наших программных, уставных основ, пройти нам весь тот путь, который мы должны пройти, для того, чтобы определиться». Вот мы тот путь прошли. И определились, что мы готовы при определенных условиях, которые будут конкретизированы во время переговоров с единым кандидатом в президенты, занять позицию в его поддержку.
— А какие это, кстати, условия?
— В первую очередь они будут касаться факторов, которые обеспечат дальнейшее развитие партии; факторов, которые определяют нашу роль и место в системе органов государственной власти. Кроме того, эти условия будут касаться защиты тех, кто сегодня представляет интересы НДП во власти снизу доверху. Все это должно быть предметом переговоров с единым кандидатом и представителями других партий — партнеров по коалиции.
— Как относительно конкретных кадровых требований?
— Они будут однозначно. Но на данный момент они не сформулированы. Как минимум, министры, которые работают, должны работать и далее. Имею в виду не себя, а тех должностных лиц, которые назначались по квоте НДП.
— Недавно в парламенте объединились фракции НДП и Партии промышленников и предпринимателей. В то же время в парламенте есть с десяток членов НДП, которые находятся в составе других фракций и групп. Это — недостаток партийного патриотизма, партийной дисциплины и тому подобное?
— Ситуация действительно похожа на абсурдную: у нас во фракции нет ни одного депутата из Харьковщины — региона, где находится самая сильная областная организация. Однако мириться и далее с этим не собираемся. Если мы раньше, предлагая депутатам-членам нашей партии войти во фракцию НДП, каждый раз давали им «последний шанс», то теперь будем ставить вопрос жестче. Кто не выполнит партийного решения, с членством в НДП распрощается.
— Спикер Верховной Рады Владимир Литвин выразил надежду, что в июне парламент вернется к вопросу политической реформы. В то же время «невооруженным глазом» видно, что народные депутаты, в том числе и из большинства, фактически потеряли к ней интерес...
— К политреформе потеряли интерес с точки зрения неуверенности гарантированного результата. Но ведь не нужно сужать политреформу к проекту закона о внесении изменений в Конституцию. Политреформа — это более широкий спектр проблем. Другое дело, что, если бы был принят этот законопроект, неотложным стал бы закон о Кабмине и др. А теперь что же, принять его в пределах полномочий существующего закона? А если осенью голосование по внесению изменений в Основной Закон будет результативным? С другой стороны, никто не мешает нам вернуться к таким вопросам, как административная реформа, реформа органов местного самоуправления. Мы искусственно сузили задачи политреформы к трем избирательным законам и законопроекту о внесении изменений в Конституцию. А когда один из них не был проголосован, то оказалось, что политическая реформа выглядит в «обрезанном» виде…
— В своей работе правительство Виктора Януковича опирается на парламентско- правительственную коалицию, на большинство, которое взялось отвечать за своих представителей на министерских должностях. Но в последнее время большинство лихорадит, кое-кто считает, что фактически его вообще нет. Как это отразится на сотрудничестве правительства с ВР?
— Хотя реально голосов для эффективной работы не хватает, однако говорить, что большинства нет, было бы неправильно. Так или иначе, большинство составляет базовое основание для принятия решений. Поскольку приближение президентских выборов только усиливает «политическую турбулентность» в парламенте, возможно, голосование по определенным вопросам придется отложить на позднейшее время, когда улягутся политические страсти, но парламентское большинство — элемент консолидации общества, политического структурирования… У нас же почему-то всегда много радостей от того, что треснула ветвь, на которой многое держится...