ЗАКОЛДОВАННЫЕ КРУГИ
Причиной нашего системного кризиса есть кризис нравственный. В части морали советский социализм держался на изъявлениях преданности и любви к руководству — без «не пожелай добра ближнего», «возлюби ближнего»...
Монополия партийной номенклатуры на общественные отношения привела к ее окончательной духовной деморализации и полной утрате компетенции. Это вызвало экономический крах и политическую гибель СССР. И хотя тогда далеко не все было плохо, итог — известен.
Современная ситуация есть господство той самой бывшей номенклатуры да еще «повязанного» с нею криминалитета. Перефразируя слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца» М.Булгакова, следует заметить: «разруха не в производствах и финансах, а в головах».
Именно отсюда политический кризис — неэффективность всех ветвей власти. Политическая несостоятельность властей ведет к подавлению и уводу в «тень» производства и реализации продукции — налицо кризис экономический, в том числе отсутствие у государства нужных денег.
Нет денег — нет и выплат, — вот и кризис социальный. Если десять лет назад большинство населения поддерживало рыночные преобразования, то теперь почти треть уже захотели вернуться в «советы», а свыше трети не знают, что и делать. А это уже раскол общества по линии понимания добра и зла. Раскол препятствует выходу из кризиса политического и тем самым из кризиса всеобщего. То есть раскол образует звено так называемой «положительной» обратной связи, или проще — замыкает собою части кризисного строения в удушающий нас заколдованный круг.
Кроме того, в строении кризиса есть и другие мощные «положительные» обратные связи:
— нет денег на культуру (а подлинная культура есть преодоление зла средствами творчества) и нравственное воспитание детей, нет морально- политической воли остановить поток грязи из экранов и иных СМИ, — существенно усиливается тенденция к дальнейшему снижению нравственности общества и тем самым к углублению политического кризиса и еще большим потерям экономическим;
— нет морально-политической воли для организации быстрого, правого и всегда справедливого суда — растет недоверие государству, углубляется кризис нравственный и экономический.
Потому морально-политический курс, которым нас ведут верхи, — есть курс на углубление системного кризиса — со всеми последствиями.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Очевидно, нам нужна моральная идеология преодоления кризиса.
Какие же у нас возможности в создании нужной идеологии?
Наибольшее духовное влияние в Украине у Православной Церкви, преимущественно Московского патриархата. Православию присуще пассивно-страдательное, созерцательное восприятие и застывший стиль взаимодействия с окружающим миром: «Самое главное — спасение души. Молитесь, терпите — и спасетесь для вечного блаженства на небеси». Оттуда же и присущая советскому социализму уравниловка в оплате тружеников и лодырей — по евангельской притче о работниках в винограднике. (Одинаково заработали и те, кто пришел с утра, и те, кто пришел вечером). Иначе говоря, Православная Церковь — за социальную справедливость, но в раю. Такая идеология — нормальная основа архаичных отношений. Отношения промышленного капитализма она поддерживать не смогла еще в начале XX ст., а для советского социализма оказалась вредной. К тому же российское духовенство всегда было частью государственного аппарата. Отсюда ориентация на зависимость общества от властей, на иждивенчество.
Вместе с тем, православному мировосприятию присуще и то, что мы понимаем как духовность: Достоевский, Шевченко, Леся Украинка, М.Булгаков... Отсутствие у нас достаточно прочных протестантских и католических традиций, образующих наряду с идеями социал-демократии духовный фундамент западной цивилизации, не позволяет ожидать скорого улучшения сложившейся ситуации на чисто религиозной основе.
Но каковы же эти традиции?
Протестантизм — начиная с XV — XVI ст., идеология активно-преобразующих отношений: «Спасение не в словах, а в делах. Самое главное — усердный труд. Приумножайте богатство и проявляйте милосердие — так спасете свои души. Но каждый за себя». Иначе говоря, отказ от иждивенчества, ориентация на инициативу, на собственный труд и на индивидуализм. Государство — слуга общества, а не его благодетель.
Как показал Макс Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) именно протестантизм явился духовной основой, на которой возник и развился промышленный капитализм. (В более широком смысле М.Вебер показал, что политико-экономические отношения в обществе определяются его нравственным статусом: «Каковы люди, таково и царство»).
Католицизм. Христианская идеология социальной ответственности (с конца XIX ст.): нужен мир, «где будет превалировать... беспокойство о духовном и гуманном развитии всех людей, а не о получении каких-то особых прибылей». Особенностью католицизма есть «преемственность социальной доктрины и ее постоянное обновление» (из послания Папы Иоанна Павла II). Церковь ориентирована на социальную справедливость в земной жизни.
Следовательно, христианство отражено в трех существенно различающихся ипостасях: застывшей державно-православной, активно преобразующей, индивидуалистической протестантской и социально ответственной католической. И поэтому общие понятия, например, «христианские ценности» лишены определенности — за ними могут стоять разные цели и дела.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
У нас свыше ста партий. Все хотят, как лучше. Пути — через законодательство. Для примера рассмотрим некоторые положения трех.
Программа «левых» — Коммунистической партии Украины. Цель партии — социализм, по-видимому, советский. Высказана «озабоченность состоянием духовности и нравственности народа». Но ни слова в раскрытие понятий. Говорится о противодействии «использовать духовную сферу для размежевания людей по религиозному признаку», и вместе с тем КПУ в ряду с Московским патриархатом и УПЦ резко протестует против посещения Украины Папой Иоанном Павлом II накануне его миссии. Следовательно, против проникновения в Украину идей, реализующих христианские ценности в жизни.
Программа «центра» — Социал- демократической партии Украины (объединенной). Курс на социально справедливое общество, на использование европейского опыта. О морали: «Социал-демократы высоко оценивают роль религии в духовном развитии общества, его нравственном очищении, укреплении норм морали» — без пояснений. Предлагается установить пропорции в оплате труда между отраслями, должностями и квалификациями работников. Но ничего о том, какие именно: один к трем, или к ста пятидесяти. В Японии, например, «владельцы заводов, газет, пароходов» живут на зарплату, в среднем в шесть раз превышающую доход простого служащего. В Германии решения дирекций в части управления предприятиями принимаются совместно с профсоюзами. Социальный католицизм и европейская социал-демократия на деле решают проблему социальной справедливости. А где подобные предложения от СДПУ(о) Верховной Раде? Например, проект закона о пропорциях доходов работодателей и рабочих? Или проект закона об участии наемных работников в реальном — кадровом, производственном и коммерческом — управлении предприятиями?
Программа Украинской Народной партии «Собор».
Принципы: Украинский патриотизм, реализация христианской морали в жизни. Моральная политика и соединение национальной идеи с христианскими ценностями. А точнее? Какие именно принципы отношений предлагаются на основе христианских ценностей?
Подобно изложены позиции ряда других партий. Многие как бы и хотят идти в цивилизацию путем возврата к христианской морали, но только в партийно-абстрактном варианте. И без обещаний, которые можно проверить. Партийный разброд — дитя раскола общества.
Яркое отражение духовно-политического раскола — в бурном противостоянии сторонников и противников миссии Папы Иоанна Павла II в Украине. Это противостояние существенно выходит за рамки отношений между конфессиями и даже за рамки отношений между Россией и Украиной. Оно — в мировоззрении, в понимании добра и зла. Миссия Папы есть выдающийся акт доброй воли, направленный на приобщение Украины к моральной цивилизации.
АНТИКРИЗИСНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Общественный идеал. В отличие от Маркса, Чернышевского и Ленина, представлявших идеал в виде общественных отношений (ликвидация частной собственности, казарменный быт и т.п.), в качестве идеала следует принять известные качества порядочного созидательного и бережливого человека, не более. А порядочные люди сами разберутся в отношениях.
Главная идея. Больше и дольше всего наш народ страдал и продолжает страдать от несправедливости, неправды и лицемерия — сложившихся сверху и снизу ситуаций именно так, «как не должно быть». Поэтому идея МОРАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ сможет объединить общество.
Представления о добре и зле. Должны расширенно отражать: традиционную мораль, менталитет и культуру народа Украины, достижения мировой этической мысли.
Объединенное общество преодолеет кризис и станет двигаться дальше. Средства есть. Но хватит ли нравственно-политической воли?..