Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Банкротство по-новому

предлагает Минэкономики государственным предприятиям
18 июня, 2003 - 00:00

Министерство экономики намерено до конца года добиться отмены моратория на судебное отчуждение государственного имущества. Об этом на прошлой неделе заявил министр Валерий Хорошковский. На его взгляд, этот инструмент защиты государственных имущественных интересов устарел и требует замены. Минэкономики закончило разработку законопроекта, которым вводится новая процедура банкротства и принудительного отчуждения госпредприятий. В ближайшее время документ будет рассмотрен парламентом.

Действующий сейчас мораторий был введен Верховной Радой полтора года назад по предложению Президента после серии громких скандалов, связанных с теневой приватизацией. Тогда, напомним, за долги с молотка были проданы три тепловые электростанции компании «Донбассэнерго», шинный завод «Росава», а также компания «Луганскоблэнерго». При этом государство получило от этих торгов гроши. Генеральная прокуратура так и не довела следствие до логического конца, сославшись на то, что следы авторов теневых схем уходят в оффшорные зоны. Любопытно, что все сети «Луганскоблэнерго» в марте 2001 года приобрел на аукционе за долги «Укрсоцбанк», которым на тот период руководил нынешний министр экономики Валерий Хорошковский. Поэтому наверное неслучайно, что именно он хочет снять с темы неприватизационного отчуждения госимущества ореол полукриминальности. И сделать это можно только законом.

Разработанный Министерством экономики законопроект выглядит прогрессивно. Он предполагает фактически приравнять процедуру банкротства госпредприятий с механизмом приватизации. Накануне проведения аукционов, на которых предприятия будут продаваться за долги, правительству предполагается дать право выдвигать к будущему покупателю определенные требования. В частности, это может касаться безопасности деятельности предприятия. При этом сама продажа будет также во многом напоминать приватизационные конкурсы, проводимые сейчас Фондом госимущества. Оценка выставляемого на продажу за долги предприятия также предлагается проводить по процедуре, которую устанавливает ФГИ. Напомним, что в случаях «классической» теневой приватизации фирмы-оценщики объявляли о своей ликвидации сразу после реализации «темы». В частности, именно так было после продажи активов «Донбассэнерго». Кроме того, за долги будут продаваться только целостные имущественные комплексы, чтобы не допустить «растаскивания» предприятий.

В качестве главного аргумента в пользу отмены моратория на отчуждение госимущества министр Валерий Хорошковский намерен использовать необходимость разблокировать сотрудничество государственного сектора с коммерческими банками. Сегодня банкиры не хотят иметь дело с государственными предприятиями, потому что их залог имеет условное значение. Забрать его в случае невозвращения кредита все равно будет почти нереально. В том, что после отмены моратория значительная часть госимущества может перейти в частные руки по процедуре банкротства, министр экономики особой опасности не видит. На его взгляд, главное, чтобы государство получило за отчуждаемые активы достойную цену, ну а предприятие, очистившись от долгов, получило эффективного частного собственника.

Инициатива Министерства экономки наверняка вызовет сопротивление у парламентской оппозиции, которая уже давно опасается перераспределения сфер влияния в госсекторе накануне президентских выборов. Различные политические силы сейчас аккумулируют ресурсы, готовясь к президентской кампании. Если мораторий на отчуждения госимущества за долги будет снят, перераспределение финансовых источников станет неизбежным. Впрочем, министр Валерий Хорошковский считает, что если мораторий не будет отменен, политические риски могут быть еще большими.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ